Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области планирует создать рабочую группу для формирования транспортно-логистического кластера. По словам главы ведомства Ивана Пивкина, региону необходимо попасть с кластером в федеральную программу.
Сейчас в качестве каркаса транспортной системы региона рассматривается несколько вариантов. Это министерство транспорта, «РЖД» и аэропорт Курумоч. О своей готовности стать транспортно-логистическим центром уже заявило руководство Куйбышевской железной дороги.
О том, что даст Самарской области транспортно-логистический кластер, рассказал порталу Засекин.Ру президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров и профессиональных экономистов», исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов» Дмитрий Яковенко.
- На Ваш взгляд, необходим ли региону транспортно-логистический кластер?
- В нашем регионе есть транспортно-логистическая специализация. Я об этом не раз говорил. Здесь речь идёт о том, что должна быть некая связь между бизнесом и государственными структурами, с точки зрения содействия развитию этого направления. У нас в области транспортно-логистический кластер – это первый кластер, который возник фактически с точки зрения правительственной поддержки, пусть и не оформленной – на тот момент у нас просто не было понятия «кластер», и развития экономики региона.
Первый железнодорожный мост – Сызранский, построен через Волгу именно у нас. Поэтому основная железнодорожная ветка, вся развязка по этому берегу Волги на Азию и Сибирь шла через нас. Альтернативы такой узловой станции как Кинель в России нет. С другой стороны Волги у нас Сызрань – это тоже крупнейшая узловая станция. Правда, недалеко от неё есть Пенза, но у них нет пересечения направлений. Сызрань обслуживает южное Поволжье и Кавказ, а Пенза обслуживает направления на Украину и Причерноморское побережье.
Крупнейший на сегодня аэропорт во всём Поволжье тоже у нас – ни Нижний Новгород, ни в Казань не сравнится с нашим аэропортом по нагрузке.
Все 90-е годы у нас существовал «Волготанкер» как крупнейшее транспортно-наливное пароходство. Волга у нас и Волга в Твери – две большие разницы. У нас – это судоходная артерия, имеющая выходы к Чёрному и Каспийскому морям, к Балтике.
Естественно, стоит сказать и об автомобильной магистрали. Плотина, которая у нас есть, дала хорошую транспортную развязку для М5. Посмотрите на карту Сибири – все её областные и краевые столицы находятся на юге. Все дороги – железнодорожная, автомобильная, идут через юг. Не через Екатеринбург, а через Челябинск. Поэтому именно Челябинск и М5 связывают центр России с Сибирью и Дальним Востоком.
Альтернативой Самаре может стать разве что Москва. Это с точки зрения транспорта.
Посмотрим на этот вопрос с точки зрения логистики. Пару лет назад я проводил сравнение товарооборота, который идёт через крошечный участок границы на юге Самарской области с Казахстаном с объёмом товарооборота соседней с нами Оренбургской области. Разница протяжённости границы Оренбургской области и нашей области с Казахстаном составляет сотни километров. Но товарооборот через наш участок идёт больший, чем через всю Оренбургскую область.
Та деловая активность, которая имеется в области, требует создания новых логистических центров, превращение Самары в большой логистический центр, который бы обеспечивал товаром соседние регионы. Эта проблема стояла, когда разрабатывалась стратегия области. Против выделения транспортно-логистического центра была тогдашняя министр Эльвира Набиуллина.
Я считаю, что это правильное, мудрое и перспективное решение.
- Что даёт нам наличие этого кластера?
- Все знают о перспективах, направленных на развитие нашего аэропорта. Это его реконструкция, строительство нового пассажирского терминала, строительство новой гостиницы, прокладка скоростной железнодорожной магистрали, связывающей Самару, Тольятти и аэропорт. Это колоссальные инвестиции в строительный комплекс, новые рабочие места, потому что гостиницу надо будет всегда обслуживать, новая налоговая база для региона.
В Москве до аэропорта можно добраться на новых скоростных электричках, маршрутных автобусах. У нас же изредка появляется тольяттинский автобус, который в аэропорт не всегда заезжает, а всё остальное время, как правило, «бомбилы», которые уже 15-20 лет снимают сливки с обслуживания пассажиров. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, этот сомнительный бизнес не приносит налогов в регион.