Планы городской администрации по коммерциализации самарского общественного транспорта набирают обороты. Осенью прошлого года были озвучены планы о заключении концессионного соглашения «на развитие трамвайного сообщения в Самаре» с ООО «Мовиста Регионы Самара». Но трамваями дело, похоже, не кончится. По неофициальной информации уже в мае 2024 года в частные руки могут передать и самарские троллейбусы.

Собеседники «Засекина» в ТТУ на неофициальном уровне утверждают: слухи о том, что концессия может коснуться весь электрический транспорт города ходят с осени прошлого года. А в первые рабочие дни января они начали находить подтверждение: троллейбусные маршрутные карты на 2024 год выдали только до 30 апреля. Ранее они выдавались на полгода.

«Эффект масштаба» выгоден коммерсантам: чем больше парк, тем выше прибыли. Но выгоден ли он городу? Вопрос открытый. Финансирование со стороны муниципального бюджета прекращено не будет. Но, по сути, деньги налогоплательщиков превратятся в инвестиции частного бизнеса.

Как это бывает, когда общественный транспорт оказывается в частных руках, хорошо видно по самарским автобусным маршрутам. Несколько лет назад муниципальное транспортное предприятие ликвидировали, а пассажирскими перевозками фактически в монопольном формате занялась фирма «СамараАвтоГаз». После этого, как замечают многие жители города, стало только хуже.

Число маршрутов сократилось. Уменьшилось число самих автобусов на оставшихся маршрутах. Стиль вождения водителей «СамараАвтоГаз» далек от идеального – автобусы регулярно попадают в аварии. Бывает, что автобусы выходят на маршрут с недействительными полисами ОСАГО, что выявляется сотрудниками ГИБДД после ДТП. Скандальные ситуации с автобусами стали происходить довольно часто. При этом, муниципальный бюджет продолжает закачивать в компанию десятки и сотни бюджетных миллионов. 

Гарантий, что подобная ситуация не повторится с электрическим транспортом в Самаре, увы, нет.

Тем временем, миллиардные суммы региональный бюджет тратит на строительство одной, обросшей коррупционными скандалами, станции метро «Театральная», целесообразность которой для города архитекторы и урбанисты ставят под сомнения. Денег, которые вливают в одну станцию метрополитена с малым пассажиропотоком, с избытком хватило бы на обновление всего наземного муниципального транспорта в Самаре и даже на строительство новых путей. 

Автобусы, трамваи и троллейбусы могли бы оставаться в городской собственности и при этом стать современными. Опыт богатой Москвы показывает: это реально. Но администрация Елены Лапушкиной выбирает для Самары «особый путь».

Видимо, есть какие-то невидимые глазу простых обывателей аргументы, которые делают предложение потенциальных концессионеров особенным, от которого нельзя отказаться? И, похоже, одних трамваев мало?..