АвтоВАЗ не может отгружать автомобили дилерам из-за кризиса грузовых автоперевозок, пишет «Самарское обозрение».

С января по июль 2023 года завод выпустил 160,9 тыс. автомобилей и машинокомплектов. Заявленный план - более 400 тыс. автомобилей. Компании необходимо выпустить за оставшиеся пять месяцев 240 тыс. автомобилей и машинокомплектов. При подсчетах теперь будут учитываться не только товарные автомобили, но и машинокомплекты, к которым приравнен весь некомплект.

2023-й может стать четвертым годом подряд, в котором АвтоВАЗ не может выполнить план. Ранее этому мешала пандемия, затем её последствия и кризис полупроводников, а затем уход из России альянса Renault-Nissan-Mitsubishi.

На заводе скопились и простаивают десятки тысяч автомобилей. Речь идёт о популярных моделях Granta и Vesta. АвтоВАЗу не на чем везти новые машины. Дилерам предлагают самовывоз автомобилей.

При этом заводу ежегодно компенсируют часть затрат на транспортировку продукции путём субсидирования из государственного бюджета.

Как считают эксперты, ситуация с листом ожидания, который растянулся на несколько месяцев, связана с кадровым голодом. Компании, которые в том числе выиграли тендер на поставку автомобилей у АвтоВАЗа, испытывают дефицит водителей.

На hh.ru за месяц в Самарской области появилось 40 вакансий для водителей категории Е. Сейчас им уже предлагается зарплата более 180 тыс. рублей. От претендентов требуется лишь наличие прав необходимой категории. Опыт работы на автовозах желателен. Возможна стажировка и наставничество. В ряде случаев даже обещается получение водителем брони от мобилизации. Водителей ищут и в других областях. В некоторых компаниях действует акция «Приведи друга».

Исследование рынка труда, опубликованное порталом hh.ru в начале августа, показало, что «число активных вакансий продолжает увеличиваться  в транспортно-логистической сфере и в сегменте рабочего персонала». Число активных вакансий в сегменте транспорта, логистики, перевозок в июле 2023 года выросло в сравнении с июлем 2022-го на 82%.

На проблему, возникшую с перевозками, повлиял комплекс причин. Часть водителей мобилизовали для проведения  «спецоперации» на территории Украины, часть из них уехали туда по контракту. России закрыта для фур из «недружественных стран». На границе происходит перецепка груза. Кроме того, ситуацию усугубило повышение утилизационного сбора по транспортным средствам, ввозимым в РФ после 1 августа 2023 года. Часть автовозов была зафрахтована на ввоз автомобилей до 1 августа.

Эксперты не видят выхода из ситуации в ближайшие несколько месяцев и прогнозируют эффект снежного кома, Возникают проблемы и с поставками комплектующих.

Как ответил «Самарскому обозрению» представитель АО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский, «сложности есть, но мы решаем их вместе с логистическими партнерами».