В Самарской губернской думе прошли дискуссии по законопроекту об исключении из программы капремонта домов с износом более 70% или в связи с нерентабельностью их ремонта. Законопроект принят в первом чтении. За проголосовал 31 депутат , против -  шесть, трое воздержались.

Совместный законопроект регионального правительства и прокуратуры Самарской области коснется десятков тысяч людей.

Во время дебатов в думе прокуратура заявила, что «жильцов не оставят один на один с проблемой». Выведенные дома якобы планируют включить в отдельную программу (или подпрограмму), которая будет финансироваться за счёт средств областного бюджета и других источников финансирования, не запрещённых законодательством. В исключенных домах планируют проводить уже не комплексный, а поддерживающий ремонт. В перспективе эти дома могут быть признаны аварийными, и тогда людей планируют переселять в новое жилье. Сроки ожидания капремонта для жителей, дома которых останутся в программе (здания с износом менее 70%), якобы сократятся, что позволит прекратить их переход в аварийное состояние .

Количество домов (их реестр), которые исключат, пока не определено, их будут обследовать. Но проводить обследование домов собираются уже после принятия закона. Когда обследуют, тогда якобы и будет понятно, сколько денег необходимо на ремонт.  Прокуратура обещает обеспечить надзор за исполнением требований жилищного законодательства, чтобы права людей не ущемлялись.

Пока речь идёт о малоэтажных домах, но под эту программу также могут попасть и пятиэтажки, считает депутат губдумы Максим Фёдоров.

В Самарской области право не включения многоквартирных домов с высокой степенью износа основных конструктивных элементов в региональную программу капремонта до настоящего времени не реализовано, сообщает в пояснительной записке к законопроекту министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Александр Мордвинов.

По информации «Фонда капитального ремонта», в региональную программу включены более 2500 домов, которые имеют износ основных конструктивных элементов более 70% и не признаны в официальном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Наибольшая доля устаревшего жилищного фонда - это малоэтажные (до 4-х этажей) многоквартирные дома. Они включены в региональную программу с проведением комплексного ремонта в период до 2025 года.

С 2014 года по данным домам собрано взносов на капитальный ремонт в размере 430 млн руб. Стоимость четырёх видов работ по капитальному ремонту общего имущества в данных домах ориентировочно составляет 12 330 млн руб. Таким образом, срок окупаемости за проведенный капитальный ремонт по таким домам составляет до 200 лет, - указано в пояснительной записке.

В некоторых многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, регоператор до даты признания их аварийными провел капремонт за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Это прямые невосполнимые убытки фонда капитального ремонта, а также ущемление интересов собственников других домов, включенных в региональную программу. Изложенное свидетельствует о неэффективности формирования фонда капитального ремонта, которая приводит к диспропорциям при распределении средств, - сообщает документ.

В период 2014-2022 гг. регоператор на территории Самарской области провёл ремонт в 236 домах, которые затем были признаны аварийными, на сумму более 328,7 млн рублей.

Например, в Самаре, в доме № 277 по ул. Ново-Садовой в 2021 - 2022 гг. проведено три вида работ инженерных систем, крыши, фасада на общую сумму 15 млн рублей. 11 октября 2022 года дом признан аварийным и подлежащим сносу.

За 2022 год ФКР направил в адрес администрации Самары адресный перечень из более 400 многоквартирных домов, включенных в региональную программу, по которым запланирован ремонт в текущий период и в отношении которых в ближайший период администрациями планируется обследование с целью признания их аварийными, а также расположенных на территории комплексной застройки и которые до настоящего времени не признаны аварийными.

Законопроект вносит изменения в части наделения правительства Самарской области полномочиями по установлению порядка, сроков проведения и источников финансирования реконструкции или сноса многоквартирных домов, исключенных из региональной программы капитального ремонта, либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством РФ и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах, в срок не позднее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об исключении многоквартирных домов из региональной программы капремонта.

Законопроект предлагает закрепить полномочие правительства Самарской области по нормативному регулированию организации работы органов госвласти Самарской области, органов местного самоуправления и регионального оператора по формированию сведений о многоквартирных домах, подлежащих исключению из региональной программы капитального ремонта.