Группа депутатов от «Единой России» внесла в Государственную думу РФ законопроект о разрешении детям работать с 14 лет.

Его подготовили депутаты Госдумы Артём Метелев, Михаил Киселев, Андрей Исаев, Денис Майданов, Ольга Казакова,  Юлия Дрожжина, Екатерина Стенякина.

Законопроект подготовлен «в целях совершенствования трудового законодательства». Молодёжи хотят предоставить возможность совмещать получение образования и трудовую деятельность.

В июне «Единая Россия» заблокировала закон о продовольственной помощи живущим за чертой бедности. Тогда Екатерина Стенякина заявила, что отсутствуют механизмы предоставления такой поддержки. По словам депутата Госдумы Михаила Матвеева, в начале голосования представители партии «Единая Россия» начали кричать «не голосуем!». В итоге за проголосовали все 119 голосовавших депутатов, что составило 26,4%. 325 депутатов от «Единой России», партии технического большинства, не проголосовали.

Авторы законопроекта, который разрешает использовать труд детей, ссылаются на исследование, проведённое в 2021 году Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении населения и отдельных целевых аудиторий к студенческим отрядам как направлению трудового воспитания молодого поколения страны.

По итогам исследования, 91% школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул. Приведены и данные исследований Общероссийского народного фронта и Российского движения школьников, где отмечается готовность 9 из 10 подростков начать работать до 18 лет.

Это позволяет сделать вывод о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий.
В условиях экономического санкционного давления недружественных Российской Федерации государств работа, а значит доход подростка - это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности, – заявлено в пояснительной записке к законопроекту.

Целями законопроекта также указаны «снятие ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних, исключения избыточных норм, а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан».

Предлагается внести следующие изменения в Кодекс:

Исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

Сообщается, что в указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя. Законотворцы считают, что исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями.

Исключение хотят сделать для социально незащищенных категорий несовершеннолетних - детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Министерству труда и социальной защиты РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ предлагается утвердить методические рекомендации по определению работ, рекомендуемых для трудоустройства несовершеннолетних, в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут утверждать региональные перечни с учетом специфики локальных рынков труда.

Кроме того, законотворцы предлагают освободить работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве, если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности:

Одним из барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан является необходимость организации работодателями прохождения медицинского осмотра. Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан.

Предлагается также установить новый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий при трудоустройстве несовершеннолетних - только по заявлению несовершеннолетнего работника или его законного представителя:

Действующая практика контрольно-надзорных мероприятий предусматривает усиленный контроль соблюдения трудового законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних. Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений.

Авторы законопроекта опираются на результаты исследования «Ценности современных подростков. Ожидание работодателей», проведенному порталом HH.ru и проектом «APT личность». Согласно ему 61% работодателей видят сложности при трудоустройстве несовершеннолетних из-за юридических рисков, а 32% по указанной причине не нанимают данную категорию молодежи.

Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку, — указано в пояснительной записке.

9 ноября законопроект зарегистрирован и направлен Председателю Государственной думы.