Не успел Бу Андерссон встать во главе тольяттинского автогиганта, как ОАО «АвтоВАЗ» отказалось от рейтингов международного агентства Fitch Ratings. Это произошло после того, как признанное во всём мире агентство подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента АвтоВАЗа в иностранной и национальной валюте со стабильным прогнозом, а также краткосрочный рейтинг предприятия на уровне B (существенно недостаточный уровень кредитоспособности) и рейтинг по национальной шкале BB (уровень кредитоспособности ниже достаточного).

Старший аналитик ООО «Норд Капитал» Роман Ткачук дал свою оценку финансовому состоянию АвтоВАЗа.

- Существуют три основных рейтинговых агентства, на которые обращают внимание инвесторы и владельцы облигаций. Это рейтинги агентств Fitch, Mood`s и Standard & Poor's. У большинства компаний три рейтинга, в том числе и у АвтоВАЗа. Но, на мой взгляд, достаточно и двух. Одна компания может ошибиться, а две уже ошибаются с меньшей степенью вероятности. В принципе, из-за отказа от услуг Fitch никаких негативных последствий для АвтоВАЗа я не вижу. Но в целом такая ситуация, конечно, настораживает. Fitch явно не просто так снижает рейтинг. Если для этого есть какие-то объективные причины, то это не может не настораживать инвесторов. Вообще с Fitch сегодня складывается интересная история. Дело в том, что он также снизил рейтинг ВТБ, после чего ВТБ и его дочерние компании отозвали свои рейтинги. Fitch ужесточает требования к российским эмитентам, и целый ряд наших компаний отказывается от услуг рейтинговой организации. АвтоВАЗ - не исключение. Посмотрим, к чему приведёт это противостояние. Понятно, что компании хотят получать рейтинги, но высокие. А когда они получают низкие, то начинается конфликт интересов.

- Насколько тот рейтинг, который присвоил АвтоВАЗу Fitch, соответствует действительности?

-Если честно, то, наверное, всё так и есть. АвтоВАЗ уже много лет балансирует на грани банкротства. Если бы не государственная поддержка, то предприятие уже давно занималось бы распродажей своих активов. Однако АвтоВАЗ – это системообразующее предприятие для области, крупнейший российский автопроизводитель. Государство всегда поддерживало автопроизводителей и сейчас, в случае возникновения каких-то проблем, всё равно поддержит предприятие. Поэтому я бы за дефолт АвтоВАЗа не опасался. Но финансовое положение у завода действительно тяжелое, продажи последних моделей падают. Какие-то надежды есть. Я их связываю с приходом на завод Рено и выпуском новых автомобилей на новой платформе. В ближайшие годы это случится, и, возможно, они будут более конкурентоспособными, сумев отвоевать часть рынка у зарубежных автопроизводителей.