Не успел Бу Андерссон встать во главе тольяттинского автогиганта, как ОАО «АвтоВАЗ» отказалось от рейтингов международного агентства Fitch Ratings. Это произошло после того, как признанное во всём мире агентство подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента АвтоВАЗа в иностранной и национальной валюте со стабильным прогнозом, а также краткосрочный рейтинг предприятия на уровне B (существенно недостаточный уровень кредитоспособности) и рейтинг по национальной шкале BB (уровень кредитоспособности ниже достаточного).
Генеральный директор ИК «Восток-Инвест» Владислав Зотов оценил отказ АвтоВАЗа от рейтингов Fitch.
- Рейтинговое агентство зарабатывает деньги. Для того чтобы участвовать в рейтинге, АвтоВАЗ, как и любое другое предприятие, заключает с агентом соглашение и платит за это деньги. Есть рынок рейтинговых агентств, из той же когорты – Standard & Poor's, есть европейские рейтинговые агентства, которые присваивают данные рейтинги. Для чего это всё нужно любому предприятию? Для того чтобы привлекать денежный ресурс путём облигационных займов и займов от банковских структур. Это всё влияет на ставку. Чем больше рейтинг, тем дешевле можно привлечь кредитный или заёмный ресурс. В этом плане АвтоВАЗу, так как он присутствует на облигационном рынке, без рейтинга обойтись вряд ли возможно. Поэтому, скорее всего, АвтоВАЗ решил поменять рейтинговое агентство.
- Как вы оцениваете те данные, которые озвучил Fitch в отношении АвтоВАЗа?
- И Fitch, и Standard & Poor's декларировали ипотечные ценные бумаги как очень высоконадежные. Однако кризис 2008 года показал обратную ситуацию. Поэтому после 2008 года отношение к агентствам крайне серьёзно изменилось. И фондовые рынки являются тому подтверждением. Раньше при изменении рейтингов со стабильного на негативный фондовые рынки очень бурно реагировали отрицательной динамикой на рынке акций. Я не имею в виду именно АвтоВАЗ, а любое публичное предприятие, которое присутствует на рынке облигаций. Теперь такой бурной реакции нет, она более сдержана. Безусловно, влияние она оказывает, но краткосрочно-спекулятивное.
Без рейтингового агентства АвтоВАЗу не обойтись. Они обратятся к другому агентству, заплатят деньги, а те уже затем выскажут свою точку зрения на ситуацию с данным предприятием. Возможно, что результат будет несколько лучше.