Хроническое уничтожение волжской фауны впервые за долгие годы признано судебными инстанциями. За массовый мор ценных пород рыб ОАО «РусГидро» заплатит  6 млн. руб. Несмотря на созданный прецедент, экологи утверждают, что эта цифра на порядок ниже суммы ущерба от гибели свыше 30 тыс. занесённых в Красную книгу особей берша и судака.

За комментарием «Засекин» обратился к председателю Самарского экологического общества Анатолию Виноградову.

- Фактически нижний бьеф – это единственное место, где встречается массовое количество особей берша и судака. Перепад и отсутствие согласования режима течения воды с нуждами рыбного хозяйства – это типичная картина. Если у них мало воды, то они начинают запасать её, если много, то сбрасывать. Такие ситуации происходили всегда на протяжении всего существования Советского Союза. Пока рыбоохрана не потребует поставить дополнительные устройства, ничего не изменится.

- Насколько этот случай беспрецедентный?

- Есть два момента. Первый: существуют официально утверждённые методики подсчёта ущерба, нанесённого рыбному хозяйству. Считается, сколько и каких видов особей погибло. И второй момент – это список ценных видов рыб. У каждого ценного вида рыбы есть своя стоимость. Раньше такие иски вообще не принимались, поскольку считалось, что электроэнергия и ГЭС важнее, чем какая-то рыба. Нужно, чтобы профильное министерство совместно с Росрыбаловством стремилось минимизировать ущерб, нанесённый рыбному хозяйству. И, например, занялось бы рыборазведением. На шесть миллионов можно построить рыборазводный завод для  поддержания численности того же судака. Если они этого не могут, то пусть сделают более безопасные турбины для прохождения рыб. Либо можно заключить договор на несколько лет между  «РусГидро» и Росрыбаловством о строительстве такого рыбозавода. Кстати, в нижнем бьефе Жигулёвской ГЭС уже когда-то стоял рыбозавод. А второй рыбозавод находился пониже, на другом берегу. Кроме того, можно попробовать сделать по берегу или же через тело плотины рыбоходы. Но рыба боится шума, она туда не идёт, особенно молодь.  Необходимо что-то предпринимать. Раньше не было традиции предъявления гидроэнергетикам исков. И это решение, конечно, можно считать беспрецедентным.