«Антикиосочная» кампания мэрии Самары обернулась уже вторым, более массовым, митингом протеста представителей малого бизнеса. Вчера предприниматели, уверенные, что их бизнес «убивают» в угоду крупным торговым сетям, митинговали на спуске под площадью Славы. По разным оценкам, в акции приняли участие от 250 до 600 человек.
Эту новость для «Засекина» прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- По моим подсчётам на вчерашнем митинге предпринимателей было порядка трёхсот пятидесяти человек. Для этой категории граждан такое количество – это, конечно, очень много. Потому что это не представители политических партий, не штатные оппозиционеры. То есть это не те люди, которые обыкновенно наполняют собою площади во время проведения разных протестов в достаточно большом количестве. Это люди, может быть, впервые в жизни вышедшие на митинг. Они относятся к той категории граждан, которым вообще-то не свойственно публично выражать своё недовольство. Это люди, которые привыкли договариваться с властью и где-то даже платить власти, официально или неофициально, для того чтобы решать свои какие-то проблемы. Поэтому если предприниматель вышел на улицу, это значит, что ситуация действительно очень неординарная.
На мой взгляд, сам факт проведения в Самаре митинга предпринимателей – это достаточно негативный информационный повод для региона, который в состоянии заметно опустить рейтинг и региональной, и в особенности местной властей. Потому что, ещё раз хочу сказать, это не оппозиционная партия вывела своих сторонников в какую-нибудь традиционную для протеста дату. Это вышли предприниматели, то есть люди, весьма далёкие от того, чтобы «светиться».
Если говорить о существе протеста, то, как человек, который в течение последних месяцев выполнял различные поручения предпринимателей по передаче всяких писем, обращений в органы власти, могу сказать, что да, действительно, власть не дорабатывает. Причём меня не удивляет то, что недорабатывает власть муниципальная. Меня удивляет, что недорабатывает в этой ситуации губернатор.
Я сегодня был в «Белом доме» и разговаривал там с одним из высокопоставленных лиц. Я проинформировал его о вчерашнем митинге, об основном содержании митинга. Я высказал своё мнение, в том числе, по поводу отсутствия личного реагирования Николая Ивановича Меркушкина на существующую проблему. В том числе, своё недоумение по поводу того, что на обращение предпринимателей лично к губернатору, которое было в значительной степени продиктовано тем, что администрация города указывает на Николая Ивановича Меркушкина как на идеолога тотальной зачистки города от киосков, последовал ответ от ничего не решающего чиновника Александра Петровича Нефёдова. Нефёдов, как я вчера сообщил на митинге, сидит в своём кресле уже десять лет, уже при третьем губернаторе. Все эти три губернатора настолько разные и проводят зачастую противоположную политику в разных сферах, а он при этом продолжает сидеть в одном и том же кресле, послушно выполняя столь противоречивые указания. Это ни о чём другом, кроме того, что у этого человека отсутствует собственная позиция, не говорит. Поэтому, конечно, ответ за подписью Нефёдова никому не нужен.
Я рассчитываю на то, что всё-таки разум возобладает. Но я практический политик и понимаю, что если недовольство предпринимателей будет поддержано акциями протеста, которые будут идти по нарастающей по своей численности, то это увеличит их шансы на успех. Проблема в том, что власть в этом вопросе не хочет слушать и слышать людей. Меня очень удивляет это. Потому что, насколько я понимаю, слушать и слышать является прямым указанием для власти на текущем политическом этапе.
Политика огульного разгрома целого сектора городской экономики, которую ведёт городская власть, связана с достаточно серьёзными угрозами и рисками. Во-первых, эти действия наносят удар по сложившейся самодостаточной трудовой занятости огромного количества людей. Минимум, десяти тысяч человек. Во-вторых, это наносит ущерб налогам. Госпожа Степнова на мой запрос о какой величине налоговых отчислений идёт речь, устранилась от ответа, сказав, что они ещё не посчитали. Тоже примечательная деталь, которая показывает, что разумности никакой нет: сначала приняли решение, потом только собираются считать. В-третьих, это наносит удар не только по продавцам, но и через систему сбыта по производителям. Закрылся уже Хлебзавод №9, который ещё в годы войны снабжал Самару хлебом. Наносится удар по компании «Самарский хлеб» через ликвидацию сети сбыта хлебных киосков. Наносится удар по производителям молока. Да и вообще по местным производителям. И всё это делается в угоду федеральным сетям, которые торгуют сомнительного качества продуктами и которые выводят деньги из региона в места пребывания своих хозяев. И всё это происходит на фоне рассуждений о помощи малому и среднему бизнесу и надвигающемся экономическом кризисе. То есть разумной такую политику никак не назовёшь.
Меня несколько огорчает, но при этом не удивляет то, что в целом, насколько я понимаю, политика городских властей по ликвидации киосков поддерживается общественным мнением жителей города. Это не удивляет потому, что не каждый человек способен оторваться от собственного корыта и посмотреть дальше собственного двора. И тем более озаботиться какими-то проблемами в масштабах города, такими, как безработица, налоги, защита местного производства. Но для того и существует власть, чтобы смотреть дальше собственного носа и понимать, какие долгосрочные последствия будут иметь их действия. В связи с этим, наверное, есть смысл посмотреть на опыт Москвы. Господин Собянин тоже начал ликвидировать всякие продуктовые палатки в городе, а закончил тем, что заявил о том, что они будут возвращаться обратно. Потому что взамен ликвидированной собственной торговой сети, где торговали его же горожане, приходит монополия мигрантов и стоящих за ними каких-то овощных баз, которые контролируются какими-то этническими группировками, приходят сетевые магазины.
Я абсолютно убеждён, что проблема, которую поднимают предприниматели, очень актуальная и имеющая право на существование. И я надеюсь, что люди сумеют защитить себя, и со своей стороны как депутат и политик я оказывал и буду оказывать им всяческую поддержку.
И в связи со всем этим я обращаюсь к господину Азарову как главный его соперник на предстоящих выборах мэра Самары. Я признателен ему за то, что такое огромное количество избирателей он толкает от себя в мои объятия. И заверяю, что в своей программе на пост мэра Самары я обязательно разработаю отдельный раздел, который будет посвящён потребительскому рынку. И значительная часть моей программы будет составлять контрреформу тех действий, которые городская администрация сейчас совершает в отношении ярмарок, рынков, продуктовых киосков. Я надеюсь, что когда мы вместе с предпринимателями и со всеми теми, кого обидел, обижает и ещё будет обижать господин Азаров, займёмся практической избирательной кампанией, её финансированием, её продвижением, её доведением до других избирателей – мы обязательно победим. И когда мы уберём господина Азарова с поста мэра Самары, мы вместе с горожанами – и в том числе, безусловно, с предпринимателями, с мелким и средним бизнесом Самары, который я считаю опорой нашего города, его историческим классом, ведь Самара купеческий город, – обязательно всё исправим и сделаем так, как должно быть. Не будем забывать, что люди, которые сейчас владеют киосками и торгуют в них – это не какие-то барыги, которые неизвестно откуда взялись. Это чаще всего бывшие инженеры разрушенных нынешней властью заводов, это выгнанные из системы образования и науки специалисты. Они далеко не дураки. Они в состоянии в конечном итоге составить такой план и проект работы администрации города в сфере потребительского рынка, до которого очень далеко азаровским идеологам этого разгрома, которые ничего, кроме как сидеть на каком-нибудь энергоносителе и пилить деньги в карман своим хозяевам, предпринять не могут. Им будет очень далеко до вот этого коллективного разума очень образованных и предприимчивых людей.