Сегодня в галерее «Виктория» состоится открытие выставки «Искусство. Власть. Любовь. Советское искусство 20-30 годов» из фондов Государственного Русского музея. В экспозиции представлены работы выдающихся представителей русского авангарда и модерна, увлечённых водоворотом социальных преобразований большевистского режима.

Это событие информационному агентству «Засекин» прокомментировал арт-критик, заместитель директора Самарского областного художественного музея Константин Зацепин.

- Выставка, конечно, замечательная, как и все, которые делает «Виктория». Получилась очень представительная выборка искусства, как компромиссного по отношению к тогдашнему режиму, так и «вражеского» с точки зрения этого режима. Очень интересно наблюдать, как художники пытались создать новый визуальный язык, адекватный своему времени и его героям. Видно, как они действуют наощупь, часто вслепую, путем экспериментов, заимствований, всяческих миксов прежних художественных традиций. Здесь видно, как один художник, еще недавно рисовавший шарики да черточки, пытается теперь из этих шариков слепить заводской цех. Другой пытается рисовать завод или напряженный труд, явно имея слабое представление о том, как реальный завод выглядит. Третий рисует «Строителя социализма» пылким, романтическим и явно далеким от физического труда юношей с томным взглядом. Четвертый пишет натюрморт-ребус на тему смерти Ленина, используя библейские аналогии. Лично мне интересны именно такие, почти неизвестные работы. Потому что от тех же Филонова с Малевичем знаешь, чего ожидать, а вот авторы второго-третьего эшелонов всегда преподносят эстетические сюрпризы. Главный концептуальный ход экспозиции -?объединение соцреализма и формализма в одном «котле» - тоже вполне оправдан. Философ Борис Гройс свою самую известную книгу «Gesamtkunstwerk Stalin» посвятил доказательству того, что соцреализм вырос напрямую из авангарда. Так вот, этой выставкой можно его книгу во многом проиллюстрировать.