До сих пор нерешённую проблему обманутых дольщиков, по числу которых Самарская область продолжает оставаться среди самых социально нестабильных регионов, собираются минимизировать усилением надзора за застройщиками. Вчера Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, подготовленный и внесённый Александром Хинштейном, в котором предусмотрено ужесточение контрольных функций и создание реестра обманутых дольщиков.

Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал адвокат Сергей Тучин.

- Плановые проверки один раз в год проводить необходимо, это разумная мера. Она не будет направлена на «закошмаривание» бизнеса или увеличение административных барьеров, скорее поможет упорядочить отношения в сфере долевого строительства.

- Необходимо ли создание федерального реестра обманутых дольщиков?

- В Самарской области уже есть реестр обманутых дольщиков, который был принят в соответствии с законом №13 ГД 16 марта 2007 года. Он устанавливает понятие «обманутый дольщик». Это участник долевого строительства, пострадавший от  действий застройщика. Но этот реестр открывался всего два раза. Последний раз включиться в него можно было лишь до 1 января 2008 года. Закон был принят в связи с волной обманутых дольщиков в 2006 году, чтобы как-то погасить её. Сейчас этот реестр закрыт, и все, кто хочет в него включиться, получают отказ. Фактически гражданин является обманутым дольщиком, но министерство строительства отказывается его таковым признавать. Это искусственная ситуация, созданная для того, чтобы на бумаге сократить количество обманутых дольщиков в Самарской области. По информации движения «Дольщики Самары», у нас примерно 20 тысяч человек, хотя официальные данные – всего 8 тысяч.

Реестр обманутых дольщиков нужен для того, чтобы направить меры государственной поддержки на решение проблемы. Для того чтобы объективно понимать её масштаб, нужно знать точное количество пострадавших людей, а не замалчивать эти сведения.  Думаю, реестр в области закрыли, чтобы отчитаться перед федеральными властями. Наша область и так лидирует по количеству обманутых дольщиков, можно представить, какой резонанс будет, если показать полную картину.

- Повлечёт ли инициатива Александра Хинштейна ужесточить контроль над застройщиками волну уголовных дел и коррупционных скандалов?

- Я думаю, что нет. У правоохранительных органов и сейчас есть  все полномочия возбуждать уголовные дела в случае выявления фактов мошенничества. По каждому проблемному объекту подано множество заявлений от граждан в правоохранительные органы. Плановые проверки нужны для того, чтобы убедится, что строительство идёт надлежащими темпами, финансово -хозяйственная деятельность ведётся в соответствии с законом. Эта мера будет поддерживать строителей в тонусе, и, соответственно, у мошенников будет меньше возможностей для разворовывания денег дольщиков.

Кроме того, я хотел бы предложить Александру Хинштейну предусмотреть в законе о долевом строительстве ещё и защиту прав тех людей, которые вложили деньги в нежилые помещения. Сейчас они практически бесправны и не могут включиться в реестр о передаче помещений. При банкротстве застройщика такие граждане в суде могут предъявить только денежные требования. Но ведь все понимают, что когда дело доходит до конкурсного производства, никаких денег у застройщика не оказывается. Соответственно, люди остаются ни с чем.