Учитывая «ручной режим управления» в Самарской области, каждый эфир с участием Николая Меркушкина неизбежно носит сигнально-нормативный характер. На этот раз в прямом эфире телеканала «Россия-24» губернатор пообещал смену власти в отдельных муниципалитетах и уголовные дела чиновникам и бизнесменам за провалы в подготовке отопительного сезона.

За комментарием портал Засекин.Ру обратился к депутату Самарской губернской думы Михаилу Матвееву.

- Как вы оцениваете «ручное управление» Николай Меркушкина?

- Отвечу несколько ассиметрично. Не буду говорить о том, как я оцениваю такой подход к делу Николая Меркушкина. Я расскажу, почему такая ситуация с муниципалитетами сложилась в Самарской области. Она сложилась в результате засилья фактически однопартийной системы в губернии, из-за чего в последний период времени реальное местное самоуправление и реальные выборы были подменены системой партийного назначения «Единой России». На пост глав муниципалитетов проводились либо так называемые «эффективные менеджеры» вроде господина Курылина, доводившие вверенные им муниципалитеты до ручки, либо переизбирались по два, три, четыре срока люди, которые давно засиделись на своей должности и которых население хотело бы сменить. При этом оппозиции не давали возможности обновить это болото. В результате в Самарской области, образовалась клановая система, при которой власть занималась самовоспроизводством. Честным, порядочным, работоспособным людям, которые могли бы принести большую пользу муниципалитетам, но которые не принадлежали к партии власти, просто не давали участвовать в выборах.

Таковыми были и выборы в Самаре. Избирательная кампания 10 октября 2010 года, так называемая кампания «три десятки», была инициирована партией «Единая России». В результате этой кампании произошло закрепление власти в губернии почти в восьмидесяти процентах муниципалитетов. Именно эти муниципалитеты и являются сейчас объектами критики губернатора Николая Ивановича Меркушкина.

Аналогичным способом, то есть постоянным самовоспроизводством, вот эта единороссовская номенклатура контролировала через исполнительную власть и систему торгов и закупок, и всю систему принятия решений, касающихся бюджета. Региональный бюджет и бюджеты всех муниципалитетов на протяжении тринадцати лет контролируются партией «Единая Россия». Все эти решения принимаются и потом влекут за собой неэффективное использование средств, а проще говоря, их разбазаривание в пользу тех или иных финансово-промышленных групп. Вот это всё сложилось в результате отсутствия демократии в Самарской области, в результате отсутствия свободных выборов в Самарской области, в результате уничтожения местного самоуправления в Самарской области. И это является прямым следствием «ручного управления» «Единой России».

- Николай Меркушкин из той же «Единой России».

- Повторюсь, я не буду комментировать то, по какой причине Николай Иванович Меркушкин собирается сейчас тушить пожар керосином. Я просто говорю о том, кто довёл Самарскую область до такого положения, когда Николай Иванович Меркушкин вынужден декларировать своё недоверие органам местного самоуправления.

Я считаю, губернатор должен открыто заявить, что он не доверяет кадровому потенциалу, конкретным людям, находящимся на должностях в огромном количестве муниципалитетов и органов власти. Но он не договаривает. Я договариваю за него, кто эти люди и откуда они взялись.

То, что говорит Николай Иванович, мне понятно. В его недоверии руководствам муниципалитетов я поддерживаю губернатора. Да, действительно, необходимо «снимать головы», необходимо отодвигать от денег коррупционеров, необходимо менять плохих управленцев на хороших. Но Николай Меркушкин, оставаясь в рамках системы партии «Единая Россия» и способствуя укреплению партии власти, делает совершенно неправильные выводы о том, с помощью каких политических сил можно преодолеть эти проблемы. Эти проблемы созданы именно партией «Единая Россия» в Самарской области. Об этом Николай Иванович не говорит.

Таким образом, получается, что все эти условные господа курылины, все эти жулики и воры, сидящие на госзакупках и кормящиеся от них, как будто бы свалились с Луны. Как будто бы некая инопланетная сила контролировала областной и муниципальный парламенты и их бюджеты, когда принимались те решения, которые сейчас Николай Иванович разносит в пух и перья.

«Ручное управление» Николая Меркушкина не может спасти Самарскую область. Оно может лишь не некоторое время исправить ситуацию за счёт его личных титанических усилий, которые у него рано или поздно закончатся, просто в силу того, что он не может быть руководителем губернии тридцать или пятьдесят лет. Совершенно неправильный подход к делу – консервирование этой системы при изменении лишь знака с минуса на плюс. Со знаком плюс она будет выглядеть так, что «Единая Россия», мол, насадила здесь плохих менеджеров, а теперь, поскольку штурвал перешёл в руки хорошего единоросса, мы вам прежним путём насадим хороших менеджеров. Такой подход только загоняет проблему вовнутрь. При этом не называются виновные, не объясняется, по какой причине сложилась такая ситуация, при которой рейтинг «Единой России» упал в Самарской области в предыдущий период до двадцати пяти-двадцати шести процентов.

Реальное разрешение ситуации только одно. Только демократия. Только свободные выборы. Только развитие местного самоуправления. И вот тогда система будет работать сама. А Николаю Ивановичу и другим замечательным государственно мыслящим людям останется только направлять и поддерживать эту систему.