Автомобильный альянс Renault — Nissan — АвтоВАЗ продолжает заметно сдавать свои позиции на российском рынке. В период с января по июль 2013 года доля компании снизилась на 0,6 процентных пунктов - до 29,8%. Продажи альянса за семь месяцев упали на 8% — до 467 327 автомобилей, тогда как весь рынок сократился лишь на 6%. Наиболее существенно уровень продаж волжского автогиганта снизился в июле — сразу на 20%.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко.
- В лучшем случае мы можем ожидать стагнацию, в худшем - спад на рынке продаж автомобилей. Учитывая реализованную программу утилизации, эта ситуация совершенно нормальна. Автомобиль не является у нас имуществом, которое меняется каждый год или раз в два-три года. Основная масса населения приобретает автомобиль, рассчитывая пользоваться им более семи лет.
Нужно учитывать, что какие-то задержки по реализации ныне производимой продукции можно было ожидать. Одним из условий присоединения к ВТО является пусть постепенное, но снижение ввозных таможенных пошлин. Есть люди, которые планируют приобретать автомобиль в обозримом будущем, но сегодня этого сделать не могут. Эти люди, скорее всего, будут ждать, когда же снизятся таможенные пошлины. С учетом того, что валютный рынок не стабилен, нельзя однозначно говорить о том, что евро будет продолжать расти. Таким образом, автомобили, произведенные в Европе и по качеству превосходящие производимые на АвтоВАЗе, могут появиться в обозримом будущем по абсолютно конкурентным ценам. Хотя, с другой стороны, «Рено» планирует на АвтоВАЗе производить новую продукцию. Сейчас «Рено» старается сменить ряд поставщиков, поэтому мы вполне можем ожидать улучшение качества производимых автомобилей.
- АвтоВАЗ планирует к 2016 году увеличить совокупную долю на рынке до 40 процентов. Как вы считаете, возможно ли достичь таких показателей?
- Вполне возможно. Мы можем сегодня производить продукцию в одном месте, а завтра в другом. Уровень продаж может сегодня упасть, а завтра подскочить. Например, смена автомобильного ряда может привести в ожидаемом будущем к росту не только качества, но и количества продаж. Плюс ко всему, мы не знаем ценовую политику «Рено-Ниссана».
К сожалению, политика «Рособоронэкспорта» была направлена только на выжимание соков из поставщиков. Я прекрасно помню 2008 год, канун кризиса, когда президент АвтоВАЗа, выступая на Поволжском экономическом форуме, призывал всех поставщиков войти в положение завода и не накручивать на свою продукцию слишком много, предоставляя АвтоВАЗу товарный кредит под выпуск его продукции. При этом социальные гарантии и уровень оплаты труда на АвтоВАЗе были гораздо выше, чем у всех его поставщиков. И я уже не говорю о бонусах менеджменту. В силу этих причин, такие призывы несколько от лукавого. Если АвтоВАЗ будет менять свою политику, не пытаясь добиться при этом эксклюзивных условий для себя, а понимать все тенденции развития рынка, то этот ход будет правильным. А пока руководство АвтоВАЗа получает миллионные бонусы, причем мы говорим даже не о десятках, а о сотнях менеджеров. С учетом низкоэффективного производства все они не оправданы.