В Самарской области не было концепции жилищной политики на 2013-2020 годы. В связи с этим областное министерство строительства в срочном порядке объявило конкурс на выполнение научно-исследовательской работы на тему: «Разработка концепции жилищной политики на 2013 - 2020 годы и концепции развития кластера производства строительных материалов в Самарской области на 2013 - 2020 годы». Итоги тендера будут подведены уже 19 сентября, сообщается на сайте госзакупок.

Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировала издатель журнала «Строительство. Недвижимость. Rent&Sale» Мария Иванова.

- Я думаю, что разработка концепции жилищного развития Самарского региона проводится в продолжение существующей федеральной целевой программы «Жилище», там заложены основные показатели.  Это стандартная процедура, когда федеральные программы развития преломляют на региональный уровень. В принципе,  давно пора было это сделать, это ожидаемый процесс. Но заявленные в программе параметры вызывают большое количество сомнений. Особенно удивляет пункт о  снижении на двадцать процентов средней стоимости жилья. Это возможно, только если  в этой программе будут прописаны методики, по которым цены будут снижаться. Но ведь  рыночную стоимость устанавливает рынок, у нас свободные экономические рыночные отношения. Как официальной программой можно снижать цену, установленную рынком? Соответственно, для того, чтобы повлиять на ценообразование в сфере жилищного строительства нужно менять рыночные правила игры. К тому же, нужно обратить внимание, что средняя стоимость квадратного метра вовсе не 30 тысяч. По городу она составляет 43-45 тысяч рублей в строящихся объектах и  47 тысяч рублей в домах, которые близки к вводу в эксплуатацию. И если речь идёт о тридцати тысячах за квадратный метр, то это та стоимость, которую установило министерство регионального развития РФ, в том числе и для Самарской области. Я думаю, что это касается исключительно тех проектов и тех домов, которые строятся с участием государственной поддержки. Или же – это та  стоимость, за которую государство в состоянии выкупать жильё для своих нужд у застройщиков. Хотя все мы знаем, что застройщики по таким ценам жильё не продают. Условно говоря, регулировать цены можно, только если есть крупное комплексное строительство, как, например проект «Южный город». Он имеет личную поддержку губернатора и правительства области. Там для социальных нужд выделяется определенное количество площадей, чтобы обеспечить ими бюджетников, молодые семьи и другие социальные слои населения жильём. То есть строится жильё социального назначения, жильё эконом-класса. В таких программах, если минстрой подключит какой-то рычаг, может быть, стоимость квадратного метра и снизится на двадцать процентов. Потому что экономика – это, как гидравлика. Ничто никуда не утекает. Если здесь вода не течет, она вытекает где-то в другом месте. Соответственно, если власти хотят стоимость на двадцать процентов ниже, то, значит, они будут больше поддерживать социальные проекты за счет бюджета: делать дороги, инженерную инфраструктуру, тянуть коммуникации. И  благодаря этим мерам, застройщик сможет в угоду государственным задачам снижать стоимость жилья  на двадцать процентов.

 Что касается всего остального, что не менее шестидесяти процентов семей должны решить свой жилищный вопрос… Я  не знаю, откуда эти параметры взялись. А нужно ли этим 60 процентам решать свой жилищный вопрос? И как остальные сорок процентов, они что, не смогут решить свой жилищный вопрос просто потому, что это не заложено в программе? Любая жилищная государственная программа регулирует исключительно социальные задачи. Есть бюджетники, малоимущие, нуждающиеся, стоящие в очередях, военные, пенсионеры, участники Великой отечественной войны. Все государственные программы регулируют обеспечение именно этого малоимущего слоя. Но, видимо, остальные сорок процентов - это предприниматели, бизнесмены, которые сами решат свой жилищный вопрос в открытом рынке. Я к таким программам двояко отношусь. С одной стороны, государство, безусловно, должно заботиться о тех, кто сам этого не может. Но зачем такое количество государственных программ, которые  заботятся только об этой категории граждан и никаким образом не помогают и не поддерживают тех застройщиков, которые работают в открытом рынке? Они не задумываются о том, что остальные сорок процентов предпринимателей тоже люди. Да, у них есть деньги, да, они могут самостоятельно решить свой жилищный вопрос. Но когда так активно продвигаются государственные программы, то формат строительства жилья плавно перетекает в «жёсткий эконом».

Все эти программы настроены только на то, чтобы много строить и продавать по низким ценам. Соответственно, максимальное количество застройщиков будут в них участвовать, ведь есть государственная поддержка, а значит, и экономика будет приличная. Но нет ни одной программы, которая бы развивала и поддерживала новый формат жилья. Формат, который предназначен не для малоимущих иждивенцев, а для среднего класса. Средний класс сейчас выходит на рынок жилья, а купить ему там нечего. Потому что все проекты на восемьдесят процентов представляют собой «жёсткий эконом». А люди, которые имеют хоть сколько-то скопленных денег, хоть миллион, уже по-другому выбирают своё жильё. Программы относятся к тем людям, у кого и пятьдесят тысяч не скоплено. К тем, у кого ноль в  кармане,  и только благодаря государственной поддержке они могут реализовать свои потребности. Но почему такой перекос? Почему бы  в этой жилищной программе не предусмотреть, например, пункт введения нового формата жилья бизнес-класса? А вместо этого они способствуют развитию армии иждивенцев. В то время как строительство более комфортабельно жилья – это уже  другая задача. Она позволяет привлечь в регион молодых и прогрессивных специалистов. Но у нас нет программы, которая создавала бы комфортные условия для жизни и времяпровождения для среднего класса. А пока все жилищные программы только способствуют развитию класса иждивенцев.