Уже в будущем году в Самарской области и ряде других регионов может начаться эксперимент по устной части ЕГЭ по иностранным языкам, сочинению либо эссе вместо ЕГЭ по русскому языку и сдачу экзамена по информатике на компьютере. Об этом заявил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на «круглом столе» в Общественной палате РФ.
Председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов предложил разделить ЕГЭ на общеобразовательный и профильный уровни. Общеобразовательный экзамен, по его словам, позволит получить аттестат, а профильный будет засчитан при поступлении в вуз. Вузам тогда останется заранее объявлять, какие экзамены и по какому уровню они будут требовать от абитуриентов.
Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета Сергей Голубков.
- Я оцениваю нововведения положительно, так же как и сочинение, которое было когда-то. Человек действительно должен уметь хорошо говорить и писать. Он должен уметь аргументировано изложить свою позицию. Единственное, что меня настораживает, зная наших министров, и бывшего Фурсенко, и нынешнего Ливанова, так это то, что чиновники всё это испортят, превратят в очередную беду и головную боль.
В дореволюционной гимназии писали сочинения не только по литературе, но и по истории, географии и по многим другим предметам, то есть учились писать, излагать. Соответственно, будущий специалист должен уметь излагать свои мысли, а не просто нажимать кнопки ЕГЭ «да» и «нет» на уровне случайного попадания. Нужно действительно излагать, аргументировать, развивать, последовательно выстраивать своё повествование, продумав композицию, выставив приоритеты и доминанты. Устный ответ – это тоже целостный, связанный текст. Но я боюсь, когда чиновники начинают этим руководить. Не профессиональное сообщество, не сами учителя или преподаватели высшей школы, а люди из офисов и министерств. Тогда может случиться какой-нибудь очередной прокол.
- Как вы относитесь к инициативе разделить ЕГЭ на общеобразовательный и профильный уровни?
- С одной стороны, в этом есть свой резон. В своё время я окончил школу с золотой медалью. Но понятно, что моя пятерка по литературе весила больше, чем моя пятерка по математике. Я занимался специально, ходил в филологическую школу, много писал и много над этим работал. В то время как другая моя одноклассница-медалистка была математиком, и у неё тоже была профильная подготовка. Это было и раньше, когда человек готовился углубленно, зная, куда именно будет поступать. Но, с другой стороны, как выделить по какому уровню университет или другой вуз будет принимать, я даже не знаю. Лишь бы не было чиновничьего произвола, который будет препятствовать свободному человеческому выбору. Потому что человек должен быть свободным в выборе своих позиций.