Уже в будущем году в Самарской области и ряде других регионов может начаться эксперимент, предполагающий устную часть ЕГЭ по иностранным языкам и сочинение либо эссе вместо ЕГЭ по русскому языку. Об этом заявил министр образования Ливанов на «круглом столе» в Общественной палате РФ.

За комментарием портал Засекин.Ру к члену комитета «Культурная Самара», доктору филологических наук Михаилу Перепёлкину.

- Меня удивляет, что решения, причём решения, которые имеют какое-то влияние на судьбы отдельных людей и на состояние сферы образования в стране, принимаются случайно, стихийно и без анализа. По крайней мере, я работаю в сфере высшего образования и не помню, чтобы у кого-то из моих коллег спрашивали мнение о целесообразности введения единого государственного экзамена. Решение о введении ЕГЭ, насколько мне известно, не был поддержано никем из учебного сообщества.

Сейчас, судя по всему, будет происходить возвращение к той системе образования, от которой мы когда-то отказались. Так, в своё время мы отказались от сочинений. И не только на ЕГЭ. Как только отпала надобность писать их на вступительных экзаменах, их перестали писать и в школах. В результате наши абитуриенты – и это ощутили все – не могут написать текст, состоящий из десяти предложений. Это изменение привело к примитивизации мышления учеников. Понятно, почему теперь происходит попытка вернуться к практике сочинений, которая была выработана десятилетиями. Написать сочинение на пяти листах означает уметь выстроить текст, дать тезис и доказать его, умение сделать вывод. Сочинение требует не короткой, как на ЕГЭ, а долгосрочной памяти. Взгляните на старые советские газеты. Понимаю, кому-то может не нравиться их содержание. Но там есть большие статьи. Большая статья свидетельствует о том, что её автор умеет долго думать, сопоставлять, сравнивать, анализировать. Сегодняшняя газета выглядит так: абзац, абзац, абзац… Я думаю, что пагубность этих коротких мыслительных перебежек начинает медленно осознаваться. И я, конечно, за возвращение сочинений.

Я вот что ещё хочу подчеркнуть. Над подобными изменениями системы образования должны работать специалисты. И достаточно долго работать. Мы последние двадцать лет бросаемся от одной идеи, которая представляется нам спасительной, к другой. А какой-то системности и прогнозирования нет. Мы с этим ЕГЭ экспериментируем уже на протяжении более десяти лет. И каждое лето мы получаем «картину». Иногда анекдотическую, когда в известных республиках многие сдают ЕГЭ на сто баллов. То есть нет какого-то продуманного, серьёзного, аналитического подхода. Не говоря уже о том, чтобы обсуждать этот подход с научным сообществом. Как будто мы боимся этого обсуждения. Это погружает меня в недоумение.