Федеральная антимонопольная служба РФ возбудила дело против губернатора Николая Меркушкина и областного правительства по фактам нарушения закона о конкуренции и «искусственном» увеличении доли местного алкоголя на региональном рынке. За последние полгода эта доля выросла сразу на 20% и продолжает расти.

Эту новость порталу Засекин.Ру прокомментировал президент НП «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов» Дмитрий Яковенко.

- Действительно ли происходит лоббирование местной алкогольной продукции?

- Я не скажу, что однозначно это происходит. Это зависит от разных муниципалитетов. Глава муниципалитета может только призвать, а чтобы дело дошло до реальных действий, такого механизма у нас нет.

Существует несколько проблем. Первая - проблема контрафакта. Это серьёзная проблема, которую на сегодня федеральные государственные структуры, прежде всего, не способны решить. Следующий вопрос связан с тем, что акцизы на алкогольную продукцию в значительной степени поступают в бюджет региона и органов местного самоуправления. Акциз взимается с производителя, то есть в том месте, где произведён товар. А это означает, что произведённый в Самарской области товар пополняет бюджет именно Самарской области. В этом смысле логика действий губернатора мне абсолютно понятна. Да, проконтролировать объёмы производства местного производителя гораздо легче. Вот он местный производитель, вот он уплатил акцизы, вот его продукция реализовалась. То есть предлагается система более эффективного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. Да, при этом нарушается закон, это действительно так, я понимаю ФАС. Но все знают, что есть отдельные национальные окраины, которые производят алкоголя столько, сколько в принципе не способны произвести в реальных условиях. И федеральный центр почему-то на это не реагирует. А начинает реагировать, когда мы начинаем защищать свой рынок от непонятно за счёт чего и каким способом произведённой продукции.

- Вы какой алкоголь предпочитаете - местный или привозной?

- А я практически не потребляю ни местный алкоголь, ни произведённый в других регионах России. Свежее жигулёвское пиво я могу выпить, но не бутылочное, а купленное «на дне». С точки зрения иного алкоголя, единственное, что я потребляю из произведённого в нашей стране, это коньяк Кизлярского государственного коньячного завода, который основал ещё Александр II и который действительно является качественным. Всё. Водку я не пью в принципе.

Я понимаю, что качество водки, произведённой «Родником», однозначно ниже, чем качество, допустим, «Белуги». Но, с другой стороны, «Белугу» не каждый и пить-то будет. Если мы говорим о московских производителях, о тех, кто производит продукт более высокого качества, например «Русский стандарт», то это одно дело. А если мы говорим о тех сортах, которые продают по демпинговым ценам и которые именно поэтому пользуются спросом, то это другой вопрос.