Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова на встрече с Юрием Стерликовым пояснила, для чего подписывается соглашение, и как будет проходить её совместная работа с полицией.

- Поскольку подобные мероприятия оставляют ощущение некоторой неестественности и самопрезентации взаимной дружбы структур, а словосочетание «взаимодействие органов власти и гражданского общества» вообще выглядит как ругательное, то я бы со своей стороны хотела пояснить, зачем мы это и делаем и почему мы это делаем публично.

Если есть понимание между руководителями структур, готовность слышать и доверять, то всё можно решить и в рабочем порядке без всяких соглашений. Но есть одна особенность. Деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте федерации регулируется региональным законом. Его компетенция распространяется на органы государственной власти на территории региона и на органы местного самоуправления. То есть, на действия должностных лиц федеральных структур, к которым относятся органы внутренних дел, компетенция уполномоченного не распространяется. Любой руководитель федеральной структуры, включая Юрия Стерликова, может ограничиться работой с уполномоченным только на основании норм закона о порядке рассмотрения обращения граждан. Это совершенно другой статус. Но в жизни полномочия можно разделить, а человека искусственно разделить нельзя – права разделить нельзя, сознание, и технологически это выглядит не очень удобоваримо. Потому что получается, что все жалобы на действия должностных лиц должны направляться федеральному омбудсмену, у которого территориальных управлений в регионе нет, и он, соответственно, не может оперативно проверить информацию, обменяться мнениями. Всё это может превратить защиту прав в некое канцелярское действо. Хотя федеральный закон об основах деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах федерации пока отсутствует, к счастью, у первых должностных лиц есть понимание того, что с уполномоченными нужно работать. Поскольку между федеральным омбудсменом и МВД существует соглашение, то аналогичные контакты целесообразно развивать и в регионах.

Начальство имеет обыкновение меняться время от времени, поэтому очень важно, чтобы принципы взаимоотношений не исчезали вместе с должностным лицом, а сохранялись и развивались. Это позволяет действовать в интересах людей независимо от каких-то личных предпочтений. Первоначально у нас соглашение было ещё в 2006 году заключено с Реймером.

С Юрием Юрьевичем у нас речь о подписании соглашения зашла ещё в 2010 году. Мы решили посмотреть, какие формы работы будут реальными. Поэтому этот документ не декларативный, а выстраданный. Мы, конечно, могли бы и в кабинете тихо посидеть, о чём-то договориться, но к правоохранительным органам и к полиции было столько претензий в последние годы – и обоснованных, и надуманных, что шлейф недоверия, я бы даже сказала гражданской враждебности, к сожалению, будет тянуться ещё долго. Новые правоохранители тоже не рождаются с 1 января 2011 года.

Все введённые формы общественного контроля должны способствовать превращению полиции в тот орган, о котором население мечтает. Взаимоотношение полиции с уполномоченным – это тоже форма гражданского контроля и ответственности перед обществом. Поэтому заключение соглашения должно быть известно населению, чтобы граждане могли пользоваться этим инструментом с целью защиты своих прав.

В соглашение включены те формы взаимодействия, которые мы апробировали в течение предыдущих, особенно последних двух лет. Мы наполнили его реальным, не декларативным содержанием. За эти годы между нашими структурами сложилась практика обмена информацией. Сейчас мы вводим новую форму взаимоотношений – совместные выезды в муниципальные образования.