В понедельник в Министерстве образования и науки РФ начала работу «горячая линия» по вопросам заработной платы в вузах и оптимизации их структуры и штатного состава. В Самарской области, где большинство преподавателей вузов зарабатывают в 60 раз меньше отдельных ректоров, также накопилось множество вопросов к министру Ливанову.

Эту новость экспертному порталу Засекин.Ру прокомментировал доктор философских наук Виталий Лехциер.

- Вряд ли я буду звонить на «прямую линию». Новая система оплаты труда, в принципе, понятна. Наличие такой «линии», как мне кажется, вещь полезная, потому что одно дело новые федеральные схемы, другое дело то, как каждый конкретный вуз реализует их у себя. Преподаватели имеют право и должны узнать, насколько вуз делает то, что сейчас от него требует министерство.

Конечно, о «порядке» в зарплатах говорить не приходится, потому что при переходе на новую систему оплаты труда зарплаты всё равно нищенские. Ассистент начал получать не шесть тысяч, а тринадцать, но это всё равно позорная сумма. Профессора в разных статусах – в зависимости от звания – либо стали получать больше на две-три тысячи, либо столько же. А кто-то из моих знакомых даже меньше на тысячу. При этом у профессоров нагрузка чуть-чуть увеличилась, а у ассистентов и старших преподавателей – существенно. В целом, конечно, это очередная попытка улучшить показатели, но не за счёт фактического повышения заработной платы, а за счёт разного рода уловок. Стали включать в зарплату надбавки за кандидатские и докторские степени. В общем, так или иначе, это всё ещё далеко от того, как должно быть. Всё равно остаётся гигантская разница между зарплатами профессорско-преподавательского состава и зарплатами вузовского аппарата.

На собрании делегатов нашего трудового коллектива в университете я задал вопрос президиуму, в котором сидел ректор Носков, проректор Гарькин и декан соцфака и наш профсоюзный босс Мачнев, планируются ли в принципе надбавки за науку. В связи с тем, что университет, прежде всего, научное заведение, а потом образовательное, то должны быть надбавки за монографии, за достойные публикации, серьёзные научные исследования и т.д. Такой порядок существует в некоторых московских и ряде региональных вузов. Во-первых, это стимулировало бы рост научных публикаций. Во-вторых, это было бы справедливо. Например, есть федеральные надбавки за степень, которые сейчас включаются в зарплату. Но ведь человек может один раз защититься и потом вообще ничего не делать. Особенно это касается должностных лиц – деканов, проректоров и т.д., которые не занимаются наукой, но всю жизнь получают эти надбавки. Это несправедливо. Оплата должна осуществляться по результатам  труда. Должен быть не только такой пряник, но и кнут. К тем, кто не занимается наукой, должны быть определённые санкции. Фактическая зарплата того или иного преподавателя должна зависеть от результатов, от его научных исследований. Ответ я получил отрицательный. Президиум в очередной раз сослался на то, что на такие надбавки нет денег.