Второй месяц в Самаре ведётся строительство на территории исторического Всесвятского кладбища, где были захоронены многие выдающиеся самарцы. Здесь возводится очередной торговый центр. Региональное министерство культуры почти месяц назад предписало остановить строительство, однако работы продолжаются.

Об этом в своём блоге написал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев. Он рассказал экспертному порталу Засекин.Ру о дальнейшем развитии ситуации.

- Сегодня на заседании Думы я задал вопрос по Всесвятскому кладбищу министру культуры Ольге Рыбаковой. Её ответ, как всегда, полон оптимизма: министерство держит ситуацию под контролем, работает в плотном контакте с силовыми структурами, сейчас думают о том, чтобы возбудить уголовное дело, и так далее. Но на мой взгляд, ситуация выглядит таким образом: кто-то зарабатывает деньги на действии, а кто-то – на бездействии. И сейчас именно такой случай.

Для уничтожения каких-то объектов культурного наследия нужен всего один день, например, баню купца Лебедева, памятник федерального значения, который уничтожили за одну ночь. Особняк в стиле барокко на перекрёстке улиц Садовой и Вилоновской уничтожили за несколько дней. Чтобы уничтожить такой объект как Всесвятское кладбище может понадобиться пара месяцев. Что мы сейчас и наблюдаем. Об этом говорят в интернете, пишут открытые письма, но министерство фактически бездействует.

Насколько я понимаю законодательство о культуре, как только обнаруживается объект культурного наследия или факт его разрушения, министерство культуры должно немедленно создать особую комиссию, куда вошли бы специалисты, в том числе и археологи. Потому что в данном случае речь идёт об археологическом памятнике. Специалисты должны определить границы объекта, его состояние и прочее. Я сегодня спросил у министра, почему там  до сих пор не было археологов? Ответ был ни о чём.

После того, как министерство культуры выписало постановление о прекращении работ, они в течение трёх недель ни разу не выехали на место, чтобы проверить, исполнено ли постановление. На мой взгляд, здесь присутствует или умысел на определённое содействие коммерсантам, или некомпетентность и безответственность. 

- Каким образом следовало бы осваивать эту территорию?

- Существует законодательство о захоронениях, которое устанавливает порядок дальнейшего использования подобных территорий. Он включает тридцатилетний период после закрытия кладбища, когда там не должны проводить никаких работ, потом эту территорию можно использовать только как зелёную зону. Так произошло с участком, где сейчас находится парк Щорса. Цивилизованным способом освоения этой территории является проведение археологических раскопок и перезахоронение.

У меня также вызывает недоумение безмолвие по этому вопросу со стороны самарской митрополии. Это же кладбище, где людей хоронили по религиозным обрядам. Это место считается особо охраняемым в каком-то моральном плане.