Сегодня утром на 98-ом году жизни ушёл из жизни народный артист СССР, главный режиссёр самарского драматического театра им. Горького в 1959—1998 гг., лауреат Государственных премий СССР и России, почётный гражданин Самары Пётр Львович Монастырский. В субботу он был доставлен машиной скорой помощи в реанимацию городской клинической больницы им. Пирогова с сердечным приступом.

Эту трагическую новость порталу Засекин.Ру прокомментировала кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Самарского государственного университета Татьяна Журчева.

- Вклад Петра Львовича Монастырского в историю не только самарского театра драмы, но и в историю города и области огромен. Его очень трудно измерить и определить какими-то словами. Петр Львович приехал в Самару в 1955 году, с тех пор прошло уже почти шестьдесят лет. Если бы он прожил еще немного, то  мы бы праздновали шестидесятилетие его пребывания в Самаре. И из этих шестидесяти лет он почти сорок проработал главным режиссером и художественным руководителем театра драмы. Театру в 2011 году исполнилось сто шестьдесят лет. Четверть жизни всей большой истории театра - это время, когда им руководил Монастырский.  Он создал этот театр. За то время, что он там пробыл, театр стали называть не только академическим театром драмы имени Горького, но и «театром Петра Монастырского». Название неофициальное, но абсолютно законное. Потому что Петр Монастырский организовал свою труппу, свою школу. Состоялось несколько выпусков театральной актерской студии.  В живых осталось немного людей той педагогической школы, но они еще есть и поддерживают театральную традицию.

Целый ряд спектаклей, поставленных режиссёром Петром Монастырским, вошёл в историю отечественного театра и уже описан в учебниках. Эти спектакли составили историю не только самарского, но и русского театра. Это особая театральная культура, особое отношение к театру. Это театр, который стал центром культурной жизни города, структурообразующим явлением для областной столицы. Вокруг театра Петра Монастырского проходила вся культурная жизнь города, собиралась вся культурная, творческая и техническая интеллигенция. Посещать премьеры театра драмы считалось очень престижным. В театр при Монастырском приходила особая премьерная публика. Кроме того, Пётр Монастырский был совершенно потрясающим театральным менеджером. Он принадлежал к тому поколению театральных деятелей, которые умели сочетать в себе и художественное дарование, и менеджерские способности. Это удивительный, редкий театральный менеджер, у нас сейчас таких, я боюсь, нет. А если и есть, то их, во всяком случае, немного. Пётр Львович - человек своей эпохи, он в ней оставался и был ей предан. Он многое сохранил из тех ценностей и принципов, которым был верен. Но он умел и двигаться вслед за временем. Несмотря на свои преклонные годы, Пётр Монастырский сохранял здравый ум, понимание и гражданскую позицию. Это удивительный, титанический человек. И его уход подвел черту. Люди такого масштаба и люди этого поколения уже все ушли из жизни. Он оставался последним. Это большая беда, с ним ушла огромная эпоха. Эпоха нашей истории, культуры, театра. Тут остаётся только печалиться.