В Самаре будет продолжена кампания по серийной установке «нетривиальных» скульптур и иных «культурных объектов». В результате очередного заседания оргкомитета «Культурная Самара», на котором председательствовали мэр Дмитрий Азаров и депутат Госдумы Александр Хинштейн, было решено установить уже в этом году скульптуры Буратино и бравого солдата Швейка.
Эту новость для экспертного портала Засекин.Ру прокомментировал Член комитета «Культурная Самара», доктор филологических наук Михаил Перепелкин.
- Отмечает своё 130-летие музей Алексея Толстого. В Самаре долгое время собирались установить скульптуру самого Алексея Толстого, но так этого и не сделали. Потом обсуждалось несколько вариантов по установке фигур то одного героя, то другого. Мне кажется, это давно нужно было сделать. В других городах, не имеющих к Толстому никакого отношения, уйма скульптур Буратино и других персонажей писателя. А на родине Алексея Толстого до сих пор нет памятника ни ему, ни героям его произведений. Это неправильно. К тому, что скульптуру наконец установят, у меня только самое лучшее отношение. На заседании обсуждались разные варианты мест, где должен появиться Буратино, например, на территории Загородного парка или на набережной. Мне кажется, Струковский сад - очень хороший вариант. Это место напрямую связано с Алексеем Толстым. Есть воспоминания, как Алексей Толстой, будучи юношей, играл там в спектаклях самодеятельного театра. Поэтому в Струковском Буратино будет на своём месте. Я думаю, толстовскую тему это только подчеркнет.
Что касается скульптуры бравого солдата Швейка, то предложенные комитету варианты одобрения не получили. Поэтому возникли разные версии: будет он похож на Гашека или же нет. Я совершенно спокойно отношусь к наличию или отсутствию сходства героя с автором. Сегодня Ярослав Гашек и солдат Швейк, если не вдаваться в нюансы, для нас практически срослись. Понятно, что памятник будет установлен не Ярославу Гашеку как солдату, командиру и политическому деятелю. Это в любом случае будет скульптура литературного героя, а с чьим лицом - не очень важно. Тем более что Гашек, создавая образ Швейка, в какой-то степени имел в виду и себя. Мне кажется, памятник украсит Самару. Это достаточно яркая страница в истории. Мы знаем, что у Гашека здесь были любопытные приключения, и во многом Швейк родился именно из них. Так что никакой политической подоплеки здесь нет.
К другим скульптурам я отношусь несколько прохладнее, может быть, потому что они не связаны тесно ни с историей Самары, ни с историей литературы. Они необязательны, так как не актуализируют самарскую тему. С другой стороны, они тоже важны. В городе должны быть вещи, которые вводят его в контекст страны и мира.