Самарские дороги, «проваливающиеся в дыры вместе с людьми», как гласят заголовки британских, итальянских и венесуэльских СМИ, задели за живое и главу региона. Меркушкин заявил, что они «больше не могут оставаться в таком состоянии» и распорядился выделить на приведение дорожного полотна в другое состояние до полумиллиарда рублей дополнительных субсидий.
Эту новость для портала Засекин.Ру прокомментировал депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев.
- Можно, конечно, предположить, что эта информационная волна есть проплаченная кампания, цель которой – получение подряда на ремонт самарских дорог. Думаю, что стоимость размещения публикаций в нескольких иностранных изданиях всё-таки меньше полумиллиарда, которые теперь освоят подрядчики.
Есть более правдоподобная версия: это своеобразная контркампания накануне принятия нашим городом игр чемпионата по футболу. Не совсем понятно, как она может отразиться на уже принятом руководством ФИФА решении, но на имидж города такой информационный фон, безусловно, влияет.
Помимо конспирологических версий я могу предположить другую. Подействовал простой принцип перехвата темы журналистами. Часто так бывает, что одно издание о чём-нибудь напишет, а другие начинают развивать. Сама по себе тема таких самарских дорог, которые заглатывают целые грузовики, вполне вписывается в европейский тип представления о России: медведи, водка, балалайки, совершенная разруха. Неприятно, конечно, но может статься, что это самое обыкновенное «жёлтое» представление о России. Западному читателю интересно почитать о дикой России.
Однако всё это не означает, что я защищаю состояние наших дорог. Здесь я бы обратил внимание на один, на мой взгляд, самый важный факт: значительная часть провалов дорожного полотна связана не с фантастическими или геологическими изменениям, не с громадными червями, не с просевшими породами. Они, как правило, связаны с коммуникациями.
Несколько лет назад крупнейшие коммунальные сети были на непонятных условиях сданы частным инвесторам, Вексельбергу, говорят, там где-то присутствуют ещё и интересы «Волгопромгаза», под обещание, что новый владелец инвестирует существенные средства в сети. Сама пиар-кампания по сдаче «Водоканала» в аренду включала и эти страшилки: сети изношены до предела, если не начать инвестировать, завтра нас ждёт катастрофа. Под эти завывания сети были сданы. Страшилка сбывается, а инвестиций мы так и не увидели.
Поэтому, при всей моей депутатской благодарности губернатору за выделение очередных пятисот миллионов рублей на ремонт дорог, я бы всё-таки несколько скорректировал ход его мысли. На мой взгляд, нужно, прежде всего, озадачиться вопросом, кому принадлежат сети, которые постоянно лопаются и образуют провалы. Как эти структуры выполняют свои обязательства перед городом? Что будет дальше с сетями? Потому что можно до бесконечности тратить деньги на ремонт дорожного покрытия, но находящаяся на двухметровой глубине под асфальтом труба в любой момент может лопнуть и обнулить все старания строителей дороги, а тогда и средства, получается, окажутся зря потраченными. Нужно либо забирать коммунальные сети обратно у частных инвесторов, раз они не выполняют условий договора, либо выворачивать им руки и заставлять делать то, что они обещали делать.