Вчера на заседании специальной рабочей группы областного правительства обсуждалась установка новых памятников, некоторые из которых правильнее было бы назвать городскими скульптурами. Составлен список из 15 скульптур, которые планируется установить в течении ближайших трех лет. 

Две скульптуры предполагается установить в Южном городе, это памятник семье и памятник Тимуровцам. Многие другие могут украсить исторический центр. 

Об уместности появления новых объектов на пороге больших изменений, связанных с присвоением историческому центру статуса исторического посления, «Засекин» побеседовал с советником губернатора по градостроительной политике доцентом архитектуры Виталием Стадниковым. Он уверен, что ничего плохого с городской средой произойти не должно. 

— По историческому поселению сейчас рассматривается в первую очередь то, что находится во внутриквартальных участках. То, что касается типологии благоустройства территорий общего пользования, где памятники, вероятно, и должны располагаться, заложены в регламент исторического поселения. В данный момент принимаются две части проекта из трех. Одна часть утверждает границы, а вторая – что именно в этих границах охранять. А вот регламенты охраны должны принять в середине лета, и вот когда они будут уже приняты, тогда уже будет понятно, каков будет подход к содержанию территорий общего пользования. 
Но, в любом случае, если речь идет о не крупномасштабных объектах, то почему нет? Вопрос в том, как они влияют на восприятие ценой исторической среды, самих зданий в первую очередь. Если они никоим образом не повлияют на это, то никаких проблем не вижу. – рассуждает эксперт. 

Более того, по мнению г-на Стадникова, скульптуры могут даже принести городу пользу. 

– С памятниками вопрос простой. Главное, чтобы ими не пытались усеять Набережную и очевидные улицы, которые являются общественно активными зонами, типа Куйбышева или Фрунзе. Памятники бывают, конечно, разные, порой и некачественные, но, с моей точки зрения, памятник скорее благо, чем зло, потому что он позволяет идентифицировать территорию, а отсутствие самоидентификации – серьезная проблема для Самары. Маркировка территории – важная вещь, и при этом важно, чтобы маркировка проходила там, где ее еще нет. Набережная, Куйбышева, Фрунзе, Красноармейская – это все уже наполненные и смыслом и образами улицы, а вся остальная территория города по сути пуста от этих смыслов, и ее-то как раз надо насыщать. – объясняет архитектор. 

На самом деле это действительно интересно. Встретиться с друзьями у памятника баяну или Валерию Грушину – гораздо проще, чем у какой-то остановки, очередной безликой многоэтажки или бара, который может закрыться через год. Скульптура же – долговременный ориентир, который может, кроме банального определения местонахождения, создать еще и определенную атмосферу вокруг себя, сделать жизнь в «бетонных джунглях» хотя бы немного интереснее.