4 ноября в Самаре, на II очереди Набережной Волги, у бассейна ЦСКА ВВС состоится празднование Дня народного единства в виде торжественной акции «Мы едины». 

Акция включит в себя легкоатлетичиский забег «Самарская миля» на дистанцию в 1586 метров (в честь года основания Самары), флэшмоб и концертная программа «Мы — Россия» с выступлениями творческих коллективов и солистов области.

Праздник «День народного единства» был утвержден как государственный в 2004 году. Законодательную инициативу по его учреждению подали депутаты Госдумы Валерий Богомолов, Олег Еремеев от «Единой России» и Владимир Жириновский от ЛДПР. 

Дату взяли вроде бы не с потолка. 4 ноября отмечалось до революции как день освобождения Москвы от польских интервентов в 1612 году ополчением Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, а также день Казанской божьей матери. 

Несмотря на протест Геннадия Зюганова и его же упреки коллег в незнании истории — окончательно интервенты были изгнаны 8 ноября — законопроект приняли, и праздник учредили. Российская общественность восприняла этот новый праздник очень неоднозначно. Многие говорили, что это попытка избавиться от празднования даты Октябрьской революции, кто-то еще — что это тотальная показуха. 

По поводу неочевидной сути и мотивов этого нововведения (для национального праздника 15 лет — явно не срок) «Засекин» побеседовал с правозащитницей Людмилой Кузьминой. Она полагает, что принятию решения об учреждении праздника могли способствовать не только депутаты. 

— Мы и сейчас видим, как решения принимаются не исходя из каких-то долгосрочных целей и задач, а из сиюминутного «быстро сделать чего-нибудь» и по принципу «кто громче шумел, кто убедил». Так и было принято это решение. Явно принятию этого решения способствовали люди из тогдашнего окружения президента . Их нельзя назвать государственниками, их можно назвать русскими националистами и силовиками. И я думаю, что исходя из давления этой группы и было принято решение учредить этот праздник в честь какой-то там борьбы русского народа в древности за что-то там, за условное Чудское озеро. Надо было прикрыть дату революции, вот и придумали что-то такое, и чтоб звучало как можно глобальнее, чтоб сразу тебя убивало: «День народного единства»! И все должны были его [единство] почувствовать. 

Должны были, но, похоже, нужного эффекта празднование не произвело. Продолжая мысль, правозащитница сказала, что чувствуют этот праздник, скорее всего, только работники органов власти. Можно добавить, что, вероятно, к ним присоединяются бюджетники от культуры, которым приходится организовывать праздничные мероприятия и участвовать в них. 

Для большинства же остальных граждан России и жителей Самарской области в частности это обычный, ничем не выдающийся день, несмотря на дополнительный выходной. Никакого праздничного настроения, при всех попытках его создать, почему-то не наблюдается.