Общественная палата РФ разрабатывает новую концепцию школьного курса литературы, призванный воспитать в детях «глубокий и спокойный патриотизм». Как сообщила газета «Известия», в список неблагонадёжных писателей уже попали  Белинский, Островский, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин.  Часть книг, включая «Мастера и Маргариту», и вовсе предполагается изъять из школьного курса.

О содержании новой концепции рассказал председатель комиссии Общественной палаты по сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло.

— Мне позвонил министр культуры Владимир Мединский. У нас была большая история, связанная с русской литературой. Он предложил возглавить группу по созданию учебника по русской литературе. Он должен ориентировать учителей на воспитание в детях через литературные образы гордости за нашу многонациональную страну, глубокого и спокойного патриотизма, уважения к различным культурам, на формирование в учениках ценностей крепкой традиционной семьи.

Поэтому неоднозначные персонажи русской литературы должны подаваться таким образом, чтобы не стать образцом для подражания. Изучение творчества некоторых авторов следует поставить под особый контроль. Будет разработана специальная методичка для учителей, в которой будет чётко прописано, что следует рассказывать детям про эти произведения.

Например, Екатерина из «Грозы» — это просто несчастная девушка, которая поддалась страстям, не смогла справиться с ними и покончила жизнь самоубийством. Другой пример: Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» — она вышла замуж, она счастлива. С одной стороны, страсть, которая может привести к самоубийству, а с другой — мудрое преодоление страсти.

Произведения Николая Гоголя и Фёдора Достоевского нужно исключить из курса средней школы и подробно разбирать уже в старшей школе. Это писатели будущего, обладающие провидческим даром. Если брать того же «Ревизора», то Гоголь имел в виду не высмеивание царских чиновников, как это понималось в советское время, а мытарства одной души, где каждый из героев — это различные грехи. И Хлестаков в этом смысле — это Антихрист. Чтобы понять Гоголя, нужно, как минимум, знать Новый Завет. И его надо бы параллельно с Достоевским. Они оба говорили евангельскими текстами.

Некоторые произведения следует исключить из школьной программы. Например, «Мастера и Маргариту» Булгакова. Понятно, что в большей степени дети увлекаются Воландом, Коровьевым, Бегемотом, совершенно не понимая творческую задачу Булгакова. Я считаю, что эту книгу надо в институте преподавать. Конечно, кто-то хочет, чтобы ребёнок был полностью свободен, как Раскольников. Но я считаю, что эта свобода, так же как свобода Базарова, она ведёт к трагедии. И в этом смысле дать полную свободу, дать Пелевина, Улицкую, «пусть ребёнок почитает», — это неправильно.