Аграрно-промышленный комплекс Самарской области замер в ожидании свыше 30 миллиардов рублей. Эти инвестиции могут прийти в губернию благодаря лоббистским стараниям главы региона Николая Меркушкина, который договорился с «Русагро» о строительстве в Самарской области восьмимодульного свинокомплекса и развитии соевых плантаций. Состоится ли проект или его ждёт участь неустроевских, бабаевских, гриншпунских и прочих «столыпинских деревень» - большой вопрос. И однозначный ответ на него сейчас не решается дать ни один эксперт. До сих пор все потуги, направленные на «спасение» АПК региона заканчивались банкротствами, кредитными скандалами и судебными процессами по нецелевому использованию средств. Стоит ли ждать чуда на этот раз? Планы очередного инвестора слишком напоминают обещания его предшественников, потративших миллионы своих и государственных средств на заведомо нерентабельные проекты.
«Русагро» идёт свиньёй
Николай Меркушкин прибыл в Самарскую область с устоявшейся славой «крепкого хозяйственника», человека не столько слова, сколько дела, практически отца мордовского народа. За 17 лет губернаторства сельскохозяйственная Мордовия стала еще более сельскохозяйственной, где, как в песнях, бесконечные золотые поля колосятся направо и налево. Теперь губернатор взялся за самарский АПК, чтобы под его руководством Самарская область тоже смогла превратиться в аграрный регион.
Прошло всего три месяца с момента назначения Меркушкина главой Самарской области, а он уже привлёк в регион крупного федерального инвестора. По договорённости с губернатором ГК «Русагро», возглавляемая сенатором Вадимом Мошковичем, планирует инвестировать в развитие самарской АПК 1 млрд долларов. Холдинг собирается вложиться в строительство восьми модулей свинокомплекса, перерабатывающие предприятия, земельные угодья, выращивание сои и некоторые другие проекты.
Как считают наблюдатели, г-н Мошкович станет инвестором проекта свинокомплекса «Доминант» в Красноармейском районе, на котором в своё время прогорел холдинг «Аликор». Не потянув долговое бремя, неудачливые свиноводы были вынуждены отдать недостроенный комплекс вместе с другими активами Россельхозбанку в счет погашения долгов.
Новые владельцы расширили проект «Доминант», включив в него ряд других активов «Аликора»: Самарский комбикормовый завод, тольяттинское «Жито», Подбельский и Кошкинский элеваторы и ряд крупных земельных наделов общей площадью около 100 тыс. га. Теперь развитием проекта займётся «Русагро», которое уже владеет активами обанкротившегося «Аликора»: Безенчукским маслоэкстракционным заводом, Похвистневским элеватором и Алексеевским ХПП.
В ближайшие 3-4 года холдинг обещаетпотратить на развитие провалившегося проекта более 30 млрд рублей. За это региональные власти должны обеспечить свинокомплекс подъездными путями, коммуникациями и необходимой инфраструктурой. Кроме того, холдингу, как крупному региональному инвестору, будет предоставлен пакет льгот и преференций.
По какому сценарию «Русагро» получит активы «Доминанта», пока остаётся непонятным. Сейчас реальным собственником активов являются структуры, близкие Россельхозбанку. Однако их права оспаривают арбитражные управляющие в компаниях, ранее владевших «Доминантом», и требуют возвращения имущества в конкурсную «массу». Эксперты считают, что управляющие могут действовать в интересах главы «Аликора» Алексея Неустроева, уже являющегося партнером г-на Мошковича. Новый инвестор может получить имущество именно в результате поражения Россельхозбанка в суде.
История провалов или предприимчивые банкроты
История «Доминанта» уходит в начало двухтысячных, когда за развитие сельского хозяйства взялся губернатор Константин Титов. Слывущий мечтательным самарским «барином», любитель пёстрых галстуков и шикарных костюмов, он не забывал и о селе. Под его благосклонным и пристальным взором на самарских полях за несколько лет вырос целый агропромышленный холдинг «Аликор». Однако жизнь предприятия была недолгой, и оборвалась вскоре после окончания срока губернаторства Константина Алексеевича. В 2001 году было создано ЗАО «Аликор Трейд», которое зарабатывало на зернотрейдерских операциях. За 2002-2004 годы компания получила контроль над ОАО «Безенчукский элеватор», ОАО «Жито», ОАО «Самарский комбикормовый завод», а также Подбельским и Кошкинским элеваторами и переформатировала свой бизнес в группу. В 2005 году оборот «Аликора» составил 1, 184 млрд рублей.
В 2006 году негласный покровитель холдинга Константин Титов обратился с запросом о доверии к президенту Владимиру Путину. Путин еще на год Титову доверился. А «Аликор» взялся за новый проект - строительство в Красноармейском районе того самого свинокомплекса «Доминант».
В августе 2007 году Титову доверять перестали, и он освободил своё любимое кресло эффективному московскому менеджеру из «Рособоронэкспорта» Владимиру Владимировичу Артякову. Судьбу региональной АПК тот видел иначе, и самарские аграрии уступили земли московским инвесторам. В 2008 году ГК «Аликор» была признана банкротом, все активы компании перешли к кредитору – Россельхозбанку. РСХБ приглашал инвесторов для достройки свинокомплекса, однако до последнего время они отказывались вкладывать в проект свои деньги.
Вместе с новым губернатором в 2008 году в область пришла Национальная агропромышленная компания (НАПКо). Изначально она планировала ввести в оборот неиспользуемые земли на территории Сергиевского района. В тот же год руководитель холдинга Игорь Бабаев заявил, что намерен разводить свиней. НАПКо собралась построить восемь свиноферм в Сергиевском и Алексеевском районах, в них холдинг обещал инвестировать 12 млрд рублей. Но уже через год НАПКо отказалось от планов в Алексеевском районе и начало расторгать договоры аренды земли. В руководстве компании объяснили этот шаг желанием сосредоточиться на ведении аграрного бизнеса в Сергиевском районе, от свиноводства она и вовсе отказалась. Эксперты считают, что НАПКо свернуло проект, потому что не смогло договориться с руководством области об объёмах субсидий и льготных кредитов.
В 2012 году Артяков вновь поднял вопрос о развитии свинокомплекса «Доминант». В марте областные власти, Россельхозбанк и компания «Био-Тон» подписали меморандум о намерениях по реализации проекта общей стоимостью около 18 млрд рублей. Договорённости не было суждено сбыться, сменивший г-на Артякова Николай Меркушкин нашёл для свинофермы нового инвестора.
Не все свиньи попадают в колбасный рай
По оценкам ИАА «ИМИТ», «Русагро» сможет производить на свинокомплексе «Доминант» порядка 60-65 тыс. тонн свинины в убойном весе в год. По данным Самарастата за 2011 год в регионе было произведено 54,6 тыс. тонн свинины на убой в живом весе, или 45 % от потребности населения области. Кажется, что новое производство закроет недостающие объёмы и область сможет обеспечить себя и даже близлежащие регионы собственной свининой.
Однако продукция свинокомплекса – собственно свиньи – не слишком привлекательна для конечного потребителя. Чтобы доставить хрюшку в потребительскую корзину, её нужно превратить в пельмени или колбасу. А для этого нужны мясоперерабатывающие предприятия. Немногие местные производители уже имеют налаженные контакты с поставщиками, переработать дополнительные 65 тонн свинины они будут просто не в состоянии. Именно отсутствие рынка сбыта, по мнению экспертов, стало причиной краха череды самарских свинокомплексов.
- У нас нет крупных мясоперерабатывающих предприятий, которые могли бы взять на себя весь объём, который сможет производить «Доминант». Они все маломощные, рассчитаны на малый объём производства колбасной продукции, - считает член комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Самарской губернской думы четвёртого созыва Руфиль Ибрагимов. - Нам обязательно нужно строить мясоперерабатывающие комплексы, убойные и холодильные комплексы для хранения этого мяса.
В чём, действительно, нуждаются мясоперерабатывающие производства в Самарской области и вообще в России – это в говядине. Она является основным ингредиентом качественных колбас и полуфабрикатов. Из свинины же производят дешёвую низкокачественную продукцию, которой и так перенасыщен рынок, и в производстве которой не заинтересованы сколько бы то ни было серьёзные мясоперерабатывающие предприятия. За говядиной, как рассказал порталу Засекин.Ру экс-руководитель пензенского филиала ТД «МК «Комсомольский» Валерий Крючков, его компания ездила по соседним регионам, скупая сырьё у фермеров.
Но выращивание крупнорогатого скота – это крайне долгий и дорогостоящий процесс. Куда дешевле обойдётся строительство свинокомплекса для производства нерентабельной свинины. Цикл такого производства составляет от 3 до 6 месяцев, за это время хрюшка подрастает, и её уже можно пускать на убой. Но мясной рынок быстро пресыщается свининой, перерабатывать её некому, то есть предприятие заканчивает своё существование самым естественным образом – становится банкротом.
Зачем бизнесмены идут на заведомо провальные проекты? В России этот вопрос риторический. Как показывает практика предприимчивых банкротов, свинарник – идеальное место для отмывания денег. Государственные субсидии, заверенные государством кредиты, льготы и преференции манят инвесторов в сельскохозяйственный бизнес, чтобы те, заработав деньги на быстром мясе, и обанкротившись, уступили «хлебное» место следующим.
Сейчас, когда Россия на непрозрачных условиях присоединилась к ВТО, эксперты говорят о том, что больше остальных отраслей может пострадать именно сельское хозяйство. К нам вагонами начнут завозить иностранных цыпочек и хрюшек, которых гораздо дешевле производить за границей. А значит, у новых проектов появляется очередной легитимный повод для банкротства.
- Много было игроков, которые обещали инвестировать и строить, но реально никто ничего не построил, - рассуждает г-н Ибрагимов. - Но я надеюсь, что дело сдвинется с мёртвой точки, и это окажется благим начинанием. Потому что не достраивать проекты, в которые инвестировано несколько миллиардов, это просто преступление.
Экспертный портал Засекин.Ру очень хочет разделить надежды экс-депутата. Чтобы мясной рынок Самарской области вышел из замкнутой системы субсидирований и банкротств, мало построить современный дом для самарских свинок, их ещё нужно донести до потребителя, приодев в симпатичную колбасную упаковку. Пока никто из инвесторов не проявил желания строить крупные мясоперерабатывающие комплексы. А значит, реального выхода из ситуации не намечается. Готова ли разорвать этот порочный круг «Русагро», неизвестно. Это зависит от конечной цели холдинга. От ответа на заветный российский вопрос - чего же больше всего хотят на самом деле новые губернские инвесторы: заработать очередных быстрых денег или заняться реальным производством?..
Елена Вавина
Комментарии (0)
Оставить комментарий