Сегодня Генпрокуратура России поставила мощный заслон угрозам безопасности нашей Родины. Теперь суверенная демократия станет ещё более суверенной. Впрочем, к ней всё сложнее будет применять определение «демократия». С сегодняшнего дня деятельность Ассоциации школ политических исследований при Совете Европы [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации]в нашей стране определена как «нежелательная».

Фактически речь идет о запрете её просветительской деятельности в России – выступлении знаковых российских и мировых экономистов, политологов, философов, экспертов в других областях знания, а также издательской деятельности.

Кажущаяся нелепость решения надзорного ведомства, по всей видимости, легко объясняется главным страхом правящего класса – просвещенные, самостоятельные граждане для него действительно… нежелательны.

Французская неправительственная организации «Ассоциация школ политических исследований» изначально зародилась в России. В 1992 году историк искусства Елена Немировская и философ Юрий Сенокосов придумали Московскую школу политических исследований (МШПИ [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]). Вместе с ними над идеей создания просветительского проекта ещё в конце 1980-х – начале 1990 работал и философ Мераб Мамардашвили. Опаснейший по сегодняшним меркам мыслитель! В 1992 году, после встречи с Борисом Ельциным, идею создания Школы поддержала генеральный секретарь Совета Европы Катрин Лалюмьер.

МШПИ занималась проведением семинаров для представителей российской власти (федеральной, региональной, муниципальной), гражданского общества и СМИ. Постепенно аналогичные проекты были созданы еще в 20 странах Восточной и Юго-Восточной Европы, Кавказа и стран Южного Средиземноморья. В настоящий момент они объединены в Ассоциацию школ политических исследований при Совете Европы.

С 2013 года МШПИ сменила название на «Московскую школу гражданского просвещения».

9 декабря 2014 года Министерство Юстиции внесло АНО «Московская школа гражданского просвещения» в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Организация прекратила свою деятельность в России. Просветительская деятельность перенеслась за пределы страны. Организатором мероприятий стала Ассоциация Школ.

Среди экспертов школы Немировской и Сенокосова немало ярких личностей. В частности, это известный экономист, замминистра финансов РФ и первый зампредседателя правления Центробанка России в 1995-1998 годах Сергей Алексашенко, [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов] основательница Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, литературовед, телеведущий, профессор ВШЭ Александр Архангельский, доктор экономических наук Александр Аузан, искусствовед и теолог Евгений Барабанов, социолог, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге Вадим Волков, социолог, дирекор «Левада-Центра» [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Лев Гудков, экономист, президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Аркадий Дворкович, основатель фонда «Династия» Дмитрий Зимин, социолог Георгий Сатаров, историк Никита Соколов, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и многие другие. И это только российские эксперты Школы.

Публичные выступления этих экспертов, по всей видимости, в Генпрокуратуре и сочли «угрозой основам конституционного строя и безопасности России».

Президент РФ Владимир Путин о Московской школе политических исследований в 2003 году говорил:

- Все, кто участвовал в программах Школы, приобретают не только знания, но и новых надёжных друзей. Школа сегодня – это просветительский объединяющий центр, где отстаиваются ценности демократии и общественного служения, воспитывается уважение к закону, моделируются инновационные решения.

Сегодня Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы стала 31-й в перечне нежелательных, который составляет Генеральная прокуратура. Но совершенно точно не последней. Ведь борьба с просвещением, похоже, становится приоритетной в нашей стране.

Дмитрий Солнцев