Вчера, 23 июня по всей России прошли акции протеста против преследования активистов и общественников по политическим мотивам, которые изначально позиционировали как мероприятия в поддержку журналиста латвийского русскоязычного издания «Медуза» [Включен(а/о) в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации] [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]Ивана Голунова. В Самаре за организацию митинга «отвечало» региональное отделение Либертарианской партии России. Но что-то пошло не так…

Митинг должен был пройти в сквере «Родина» — на единственной в областной столице площадке, сохранившей статус «гайд-парка», что позволяет не согласовывать акции, а лишь уведомлять местные власти о них. Что и сделали руководители местных либертарианцев. Кроме этого, организаторы попытались согласовать собрание у фонтана на ул. Осипенко. 

Спорить не стали

Однако городские власти, игнорируя простую логику и законодательные нормы, отказали либертарианцам в праве собраться в «гайд-парке» (и у фонтана, конечно, тоже) и в качестве альтернативной площадки предложили протестующим поехать на автодром ДОСААФ — в лес за забор. Свое решение власти ожидаемо аргументировали некими ранее заявленными на этих местах массовыми мероприятиями. 

В похожих ситуациях незаконных отказов властей основные организаторы протестных мероприятий областной столицы Михаил Матвеев и Наталья Баранова шли в суд и добивались решения не в пользу чиновников. 

Однако по какой-то причине либертарианцы не стали оспаривать решения городской администрации. Вместо этого партия анонсировала серию одиночных пикетов. 

— В воскресенье, 23 июня в 16.00 мы выйдем на ул. Ленинградская с одиночными пикетами. Мы считаем, что репрессивные статьи 228 и 282 должны быть полностью отменены. Мы требуем, чтобы виновные в фабрикации дела Голунова и других невиновных были привлечены к ответственности, — значится в паблике либертарианцев ВКонтакте. 

На момент публикации материала это самая свежая публикация. Никаких отчетов о проведении пикетов администраторы паблика не обнародовали. 

К делу Романа Удота

Уже в 17:00 встретить никого из либертарианцев на Ленинградской не удалось. Но, как сообщили остальные пикетчики, беседовавшие с «Засекиным», представители партии проводили акции в течение часа с назначенного времени. 

Всего — от сквера Высоцкого и до отделения Почты России — с плакатами стояли четверо протестующих. 

Координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» в Самарской области, правозащитница Людмила Кузьмина стояла в самом центре сквера Высоцкого и держала в руках плакат с требованием освободить одного из сопредседателей «Голоса» Романа Удота, находящегося в настоящее время под домашним арестом. 

Уголовное дело по статье «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью» (119 УК РФ) на одного из лидеров правозащитного движения завели спустя полтора года после его словесной перепалки с сотрудницей телеканала НТВ, корреспонденты которого преследовали самого Романа и его семью в течение нескольких лет. Скандальному инциденту предшествовали ночные звонки сотрудников НТВ пожилым родителям Удота и попытки подловить его несовершеннолетнего сына возле школы. 

Имя Романа Удота «внесли» в списки преследуемых по политическим мотивам не только в Самаре. По всей России на акциях 23 июня активисты выступали с требованием освободить сопредседателя «Голоса». 

О наркотиках без Голунова

Из трех оставшихся пикетчиков, разместившихся на самой «Ленинградке», двое представляли гражданское объединение «Новая позиция», одним из лидеров которого является местный активист Антон Пунток. 

К молодому человеку с плакатом «ЗА! ИЗМЕНЕНИЕ! ст. 228 УК РФ» подошли две сотрудницы полиции. Женщины сфотографировали плакат, записали его данные, заявили, что никаких претензий у них нет и ушли. 

В беседе с «Засекиным» парень назвался Сергеем. Он сказал, что ничего не знал о серии одиночных пикетов Либертарианской партии и приехал протестовать по собственной инициативе. Также он пояснил, что его плакат не связан с делом Ивана Голунова. 

— Статья 228 УК РФ — это антинародная статья. Ее давно пора изменить, чтобы людей за малые дозы не сажали в тюрьмы. Хотя бы в первый раз. Тогда эти люди не будут чувствовать себя изгоями общества. И тюрьмы не будут переполнены. И деньги, которые тратят на содержание в тюрьмах, можно будет направить на реабилитацию наркозависимых, — пояснил активист. 

Сергей добавил, что многие врачи именно из-за этой статьи УК РФ боятся давать своим пациентам сильнейшие обезболивающие, когда они необходимы. 

Пустой лист и «дядя Адольф»

Третий пикетчик, Виктор, также представлял объединение «Новая позиция», но протестовал уже против статьи об экстремизме (282 УК РФ). На его плакате значилось: «ЭТОТ ПЛАКАТ МОЖЕТ ВИДЕТЬ ТОЛЬКО ЭКСТРЕМИСТ».

— Я стою с пустым листом [формата] А3, — заявил Виктор. — Я выступаю за то, чтобы статья об экстремизме стала более сжатой. В плане того, чтобы она имела какие-то рамки. Она резиновая. Можно посадить любого за что угодно. 

Также Виктор добавил, что он со своим одиночным пикетом пришел на помощь либертарианцам, которые заявили серию таких акций в этот день. 

Последний активист, которого удалось встретить «Засекину» на Ленинградской, поддерживал Ивана Голунова и представлял «Бессрочку» — организацию, называющую себя «децентрализованным мирным гражданским протестом». Парень, внезапно назвавшийся «дядей Адольфом», судя по поведению, то ли сильно опоздал на майскую «монстрацию» и заодно перепутал плакат, то ли был несколько не в себе. 

— Увидели запись, а, думаю, надо присоединиться к движу! Сам даже как-то чуть было не попал в подобную ситуацию, — отметил «Адольф», говоря о деле Ивана Голунова (говоря то ли о журналистике, то ли о наркотиках). 

Подробнее рассказывать о своих мотивах и взглядах он отказался. 

— Это технологии! Это нанотехнологии! Секретные разработки Сколково! — подытожил он, эмоционально комментируя свой двусторонний плакат. 

UPD: После публикации текста в редакцию «Засекина» обратился секретарь регионального отделения Либертарианской партии России Борис Федюкин. Он уточнил, что он и его сторонники обратились в суд совместно с депутатом от КПРФ Михаилом Матвеевым и региональным лидером «Гражданской инициативы» Натальей Барановой. Они пытаются оспорить внесенные в журнал регистрации публичных мероприятий записи о якобы планируемых акциях «Молодой гвардии Единой России», которые послужили поводом для отказа в проведении ряда протестных акций в Самаре. Федюкин и Баранова выступили в качестве заинтересованных лиц, Матвеев — как истец. Заявители митингов полагают, что подписи в журнале не являются достоверными. 

Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]