Самарские правоохранительные органы решили внезапно проявить заботу о юных цыганках и возбудили уголовное дело в отношении 18-летнего юноши, взявшего в жены по национальным обычаям девушку, не достигшую возраста сексуального согласия. О том, почему такие, казалось бы, архаичные национальные традиции до сих пор существуют, и каким образом можно было бы исправить правовую коллизию, делающую из молодоженов преступников, «Засекин» побеседовал с юристом Андреем Соколовым и цыгановедом Сергеем Габбасовым.

Свадебные обычаи цыган, много лет уже вызывающие вопросы у российских властей, но в основном игнорируемые, неожиданно привлекли внимание правоохранительных органов, сообщает «Самарское Обозрение».

По информации издания, российские правоохранители, уже несколько лет усиливающие работу по уголовным делам о половых сношениях с несовершеннолетними, не достигшими возраста согласия (16 лет), обратили внимание на цыганские свадьбы. Как известно, юные цыганки становятся невестами задолго до совершеннолетия, а то и до 16 лет.

В связи с этим самарские полицейские, как стало известно, возбудили уголовное дело в отношении 18-летнего представителя цыганской диаспоры. По версии следствия, молодой человек вступал в добровольную половую связь со своей знакомой, не достигшей 16-летнего возраста. То, что по цыганским обычаям она является его женой — правоохранителей мало волнует, так как в ЗАГСе брак не зарегистрирован, а, следовательно, с юридической точки зрения не действителен.

Согласно букве закона, действия полиции и Следственного комитета обоснованы, однако адвокат Андрей Соколов, с которым побеседовал на эту тему «Засекин», пояснил, что национальные обычаи региональные власти вполне имеют право учитывать.

— По общему правилу брачный возраст в РФ — 18 лет, однако Самарская губернская дума вправе законодательно обеспечить право народов области вступать в брак и до достижения возраста шестнадцати лет. Конечно, такой порядок вступления в брак может быть установлен в виде исключения и с учетом особых обстоятельств, которыми, в силу Конституции РФ, могут быть национальные, культурные и религиозные традиции населяющих область народов. В этом случае установленная законом возможность вступления в брак ранее 16-летнего возраста исключает и привлечение новобрачных к уголовной ответственности по ст. 134 УК РФ, — комментирует собеседник «Засекина».

Г-н Соколов уточнил, что региональные законы, позволяющие вступать в брак до 16 лет, есть в Чеченской республике, Тамбовской и Рязанской областях, а что их нет в нашем регионе — это следствие исключительно законодательной пассивности областных властей. Именно по этой причине, как поясняет эксперт, цыганская традиция находится у нас за чертой легитимности.

Как мы видим, даже законодательно в РФ национальные обычаи могут учитываться. Однако сам по себе обычай раннего вступления в брак для многих россиян находится за пределами логики. О причинах бытования в цыганской среде архаичного, казалось бы, обычая, «Засекин» побеседовал с социальным антропологом, цыгановедом и уралистом Сергеем Габбасовым.

Г-н Габбасов рассказал, что ранние браки сохраняются по причине того, что цыгане до сих пор живут по законам традиционного общества. Например, некоторые балканские цыганские группы при помощи ранних браков стремились оградить детей от «распущенности» нравов соседних народов. У российских цыган, пришедших из Польши в XVIII веке, такой потребности исторически не возникало — они многое переняли от русских, более полугода зимуя в деревнях и отправляясь кочевать только в теплый период. Рудиментарные чрезмерно ранние браки характерны для групп, исторически связанных с Балканами.

— Сейчас в России ранний брак у цыган имеет причины больше традиционные, чем социально-экономические. Однако стоит упомянуть стратегии заработка (заработок в цыганской культуре распределен между мужчиной и женщиной, женщина — такой же источник дохода семьи, как и мужчина), а также боязнь за недозволенные сексуальные отношения — патриархальная культура цыган ограничивает добрачные сексуальные отношения. Особенно сейчас — когда уровень моральных ценностей снизился, и к тому же [снижение] дополнительно поддерживается поп-культурой, – поясняет эксперт.

На предположение, что власти могут попытаться при помощи массовых уголовных преследований принудить цыган придерживаться законодательства Российской Федерации касательно брачного возраста, собеседник обратил внимание, что хотя с позиции силы и можно что-то сделать в этом направлении, но в этом непременно возникнут весьма ощутимые сложности.

— Вопрос проведения контроля: как правоохранительные органы собираются осуществлять его? Устанавливать видеокамеры в домах? Ведь браки могут совершенно спокойно оставаться прежними, просто официально регистрироваться уже через несколько лет после их фактического совершения. Хотя значение официальной регистрации в ЗАГСе многими цыганами не осознается, — рассуждает эксперт.

По мнению г-на Габбасова, даже если цыгане станут выдавать девушек замуж на два-три года позже, радикальные изменения вряд ли произойдут, так как цыгане — народ с очень гибкой и стойкой культурой. Тем более, что все равно, как это сказано выше, контролировать процесс исполнения законов действительно чисто технически сложно.

Кроме этого антрополог пролил немного света на суть взаимоотношений цыган с большей частью населения России.

— Цыгане — дисперсный народ, в России аналогичных нет (даже в Европе таких народов больше — есть ениши, ирландские и шотландские «странники»). Но если в советский период проводили хоть какие-то меры по их адаптации к современному миру, то с 1990-х к ним стабильное отношение, какое тщательно формировалось к евреям и к цыганам в довоенной Германии. В СССР цыгане работали на заводах, в конструкторских бюро, среди них было много зоотехников, агрономов, шоферов. Подломили все достижения 1990-е — цыгане остались на периферии всех сфер занятости, им остались только либо маргинальные занятия (сбор металлолома, попрошайничество), либо криминальные (очень похожая ситуация пошла в те годы по российской глубинке, но внимание обывателя обращается только на цыган — они чужаки, «не мы»). Не учитывается при этом, что мало того, что про них говорится, сочетается с реальностью. Тут вопрос и какой-то базовой образованности россиян. Но разбираться — это нужно напрягать извилины.

О дискриминации в отношении цыган высказался и адвокат Андрей Соколов:

— Более чем важным поводом воздать должное уважение национальным традициям цыган является и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. В этой связи самарским властям даже не нужно придумывать сценарий, достаточно вспомнить о геноциде цыган в годы войны и усилия рабочей группы ООН по делам цыган. Известно, что до сих пор цыгане сталкиваются с широко распространенной дискриминацией (и часто сегрегацией) во многих сферах жизни. В частности, в жилищной, образовательной, сфере трудоустройства и здравоохранения. А потому преуспевающая в малозначительных рейтингах Самарская область вполне могла бы, по меньшей мере, не отстать от других регионов в обеспечении семейных прав цыган.

Сергей Любимов