Пока «инвесторы» вкладывают и собирают деньги со строительства новостроек, жители губернии говорят о том, что их право на жилье нарушается. В очередях на улучшение жилищных условий стоят тысячи семей по всей Самарской области, множество сирот не получают причитающиеся по закону квартиры, а земли, которые выдают многодетным, попросту не используются. Бизнес развивается хорошо, а людям негде жить. Самарская омбудсвумен Ольга Гальцова, не склонная к радикальным оценкам власти, вынуждена признать: в Самарской области не все в порядке с реализацией 40-й статьи Конституции. Но все хорошее, все надежды и чаяния уполномоченной связаны с именем одного человека  Дмитрия Азарова.

Сегодня, 11 апреля, в Самарской губернской думе омбудсмен Ольга Гальцова выступила с докладом, цифры которого повергли депутатов в шок. На поверхности оказалось большое количество вопросов, начиная от нехватки инфраструктуры в новых микрорайонах и заканчивая тем, что у губернии нет маневренного фонда. На словах он, конечно есть, но… 

Доход ниже среднего уроня 

Начала г-жа Гальцова с того, что на протяжении прошлого года аппарат УПЧ изучал вопросы, связанные с нарушением прав. В рейтинге нарушений оказались права на благоприятную окружающую среду, бесплатную медицинскую помощь и образование, а также на труд. Кроме того, появился новый пункт — управление в структуре общества и государства. 

Она обратила внимание и на то, что граждане плохо оценивают свой уровень жизни. Чуть больше 79% проживающих в губернии имеют доход ниже среднего уровня (в таком случае, откуда же берется эта «средняя» цифра?). При этом 11% отметили, что вообще живут в бедности.

— Подтверждается и данными по статистике, доход ниже прожиточного минимума у полумиллиона человек и, естественно, эти цифры заставляют думать о том, как повысить качество жизни и доходную часть для проживания граждан. Не могу сегодня не говорить о проблемах, связанных с правом на жилище, потому что для многих граждан области это право является самым значимым, — заявила Ольга Гальцова.

Муниципалитеты не строят 

Несмотря на то, что президент отметил в национальном проекте до 2024 года, что одним из основных векторов развития должно стать улучшение жилищных условий людей, в губернии эти условия не находятся даже на среднем уровне. Словом, сложно улучшить то, чего нет.

Количество обращений граждан, связанных с жильем, увеличилось на 32% по сравнению с прошлым годом. Суммируя с прошлым годом — это более половины проживающих в области.

По словам омбудсмена, основным вопросом остается длительность непредоставления жилья нуждающимся. Происходит это из-за того, что муниципалитеты уже давно перестали строить жилье. Следовательно, те очереди, которые образуются на их территории, не двигаются, а только растут.

«У людей нет возможности»

Не менее актуальны в области проблемы обеспечения жильем детей-сирот, переселение людей из аварийного фонда, удовлетворение прав обманутых дольщиков, проведение капремонта, работы по предоставлению жилищных и коммунальных услуг. 

На начало 2018 года на территории региона насчитывалось 52 477 малоимущих семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 

— Вы должны понимать, что это только малоимущих. В эту категорию входят люди, у которых нет возможности вступить в ипотеку или в какую-то программу.  Эта очередь в отсутствии жилья стоит на месте, и нужно принимать какие-то кардинальные меры для того, чтобы малоимущие граждане имели возможность получить жилье, а не скитаться по квартирам, — заявила обмуслен. 

Неудовлетворительные условия переселения

Говоря о программе переселения людей из аварийного жилья, Ольга Гальцова отметила, что из тех граждан, которых зарегистрировали до 1 января 2012 года, переселили только 807. Осталось без переезда более двух тысяч. Они все включены в программу. Из них 1 877 — жители Самары.

— Мы встречались позавчера с Дмитрием Азаровым, подробно разбирали эту проблему, и здесь много вопросов над тем, что нужно продумать закон. Те условия, которые сегодня существуют, вряд ли могут удовлетворить самих граждан и власть. Дело в том, что в соответсвии с 87 статьей Жилищного кодекса, наших граждан переселяют из аварийного жилья в благоустроенное по нормам (квадратным метрам) и количеству комнат, которые они занимали раньше. А если семья в 5-8 человек проживает в одной комнате, что делать с этими семьями? Мы тратим миллиарды денег, чтобы переселить граждан в такую же комнату, которую семья занимала в аварийном доме.

Кроме того, омбудсмен заявила, что все присутствующие в курсе, в какое жилье переселяют людей. Оно чаще всего вызывает множество нареканий по качеству, поэтому деньги, направленные на его строительство — это деньги на ветер. 

Г-жа Гальцова предложила разработать новую концепцию по переселению. Многодетные и те, у кого в  семье инвалиды, и они не попадают под льготное обеспечение жилья, должны иметь возможность получить как субсидии, так и социальную ипотеку. Еще одно предложение — деньги, направленные на переселение, объединять с другими ресурсами и выдавать людям нормальное жилье. Потому что решение вопроса в его нынешнем виде не устраивает половину граждан.

Озерный вместо маневренного фонда

После 1 января 2012 года аварийными признали еще 1 302 многоквартирных дома, где проживает более 20 тысяч человек. 

При признании дома аварийным по закону людей должны переселить, но многие так и остаются жить в разваливающемся строении, потому что в области нет маневренного фонда. 

— У нас в области фактически отсутсвует маневренный фонд, он не сформирован — это ненормальное явление. У нас тот фонд, который еще в советское время был сформирован, и его качество все знаете — оно не выдерживает никакой критики. Из-за того, что фонд отсутсвует, губернатору пришлось принять решение о том, чтобы область выделила 314 миллионов рублей на 167 квартир в поселке Озерном для переселенцев из аварийного жилья. Но пока неясно, будут ли эти деньги как-то относиться к маневренному фонду, — пояснила уполномоченная.

«Жасмин-дом»

Зато с обманутыми дольщиками в области ситуация стала получше. По данным Ольги Гальцовой, за прошлый год права 858 участников долевого строительства были восстановлены. Но 2 886 человек не получили ответы на свои вопросы. Впрочем, уже утверждена дорожная карта и имеются все реестры обманутых дольщиков и проблемных домов. 

— Я не могу не сказать о том, что есть прецедент, который не нашел разрешение. Это «Жасмин-дом», который построен в Тольятти, там люди семь лет живут, но у 120 семей нет права собственности. У людей нет регистрации и нет возможности на бесплатную медпомощь и образование, они не могут решить многие вопросы, связанные с жизнеобеспечением. Вопрос крайне тяжелый, и он должен быть на особом контроле, потому что конфликт, который возник с банком — это целый комплекс нарушенных прав, — пояснила омбудсмен.

Сокращение очереди за счет смертей

Оказалось, что в губернии остро стоит вопрос и с обеспечением жильем тружеников тыла, которых 19 737 стоит на учете. В этом году на покупку жилья для них выделили 105 миллионов. Значит, что только 84 человека смогут переехать. 

— Необходимо увеличить финансирование в два раза. Учитывая средний возраст тружеников тыла — 85 лет — они могут просто не дожить до переезда. У нас уменьшение очередности происходит не благодаря предоставлению жилья, а из-за естественной убыли людей, — отметила омбудсмен.

Конфликт между сиротами 

В прошлом году область смогла обеспечить жильем только 723 сироты. А на сегодня уже 2 408 человек уже достигли возраста 18 лет. У сирот немного другая специфика очереди. Ее у них не может быть, потому что обеспечение жильем по достижении совершеннолетия — это требование закона. 

Количество сирот в области растет, а финансирование на их направление падает. Так, в 2017-2018 годах для закупки жилья выделяли по 700 миллионов рублей. Сейчас эта сумма составила 512 миллионов. По подсчетам правозащитников, жильем смогут обеспечить только 388 сирот. 

Из-за появления очереди самарские сироты идут в суд. С прошлого года до сих пор не реализованы как минимум права 702 человек. Хотя суд вынес решение о предоставлении им жилплощади. 

Квадратные метры создают конфликт между детьми-сиротами. Потому что те, кто идет в суд, сдвигает тех, кто стоял в очереди раньше. Даже если второму человеку уже 19 лет, а первому 18 исполнилось только на днях. 

Новая школа на земле минобороны

Далее Ольга Гальцова попросила рассмотреть депутатов вопрос о принятии нормативно-правового акта — не утверждать застройки территорий без инфраструктуры. Потому что иначе власти обрекают людей на тяжелые жизненные условия.

В прошлом году поступило множество обращений о том, что в Самаре люди покупают квартиры в новых домах, а инфраструктуру вокруг «забывают» построить.

— Я обращаю внимание на тот факт, что жилые микрорайоны строятся без инфраструктуры. Люди покупают новое жилье, потом выясняется, что нет школы, садов, медучреждений, не говоря о культурных направлениях. Мы же с вами не только спальни строим! В Октябрьском районе и вовсе сложилась критическая ситуация. Я имею в виду Постников овраг, 58-ю школу, которая в три смены работает, она же в неудовлетворительном состоянии находится. Но несмотря на это, те проекты, которые рассматривались на ЗИМе, 3-й просеке, Мичурина и Гая, не вошли сегодня ни в одну программу. И то строительство, которое планируется на 5-й просеке, не разрешит эту проблему. 

Она также пояснила, что для Дмитрий Азаров придумал некоторое решение вопроса. У него есть желание решить проблему при непосредственной помощи министерства обороны. 

В частности, он хочет, чтобы земли на Николая Панова передали в ведение министерства имущественных отношений области. А то, в свою очередь, занялось возведением новой современной школы. 

Многодетные продают и проедают

Последняя проблема, которая была поднята в рамках комитета со стороны Ольги Гальцовой — выделение земельных участков многодетным семьям.

Программа по выделению участков существует в губернии уже пять лет. Из 20 641 семьи 13 148 уже получили земли. Вот только проблема — расположены они в чистом поле, где нет дорог и коммуникаций.  

По итогу, только 4% семей смогли начать строительство. Остальные или не пользуются наделами в полной мере, или выставили их на продажу, или просто забрасывают. 

Напомним, что изначально программа придумывалась для оздоровления семей и решения жилищной проблемы. Однако она фактически не работает.

— Мы отдали земли сельскохозяйственного назначения, земли, которые были в запасе, мы отдаем золотую землю для решения чего? Фактически та концепция, что была изначально запрограммирована, не решена, и нужно ее менять. Нужно предлагать варианты решения проблем. Многодетные продадут, проедят деньги и не решат вопросы. Земля должна быть дифференцированной или целевой. Этот вопрос решается в других регионах. Людям покупают жилье, и земли не уходят в частные руки за копейку, — завершила свое выступление омбудсмен.

Юлия Сацук