Старая школа на Мехзаводе собрала под своей крышей недовольных собственников квартир ЖК «Новая Самара», представителей областной ячейки Общероссийского народного фронта (ОНФ), застройщиков и чиновников. Проживающие в ЖК горожане уже несколько лет пытаются добиться строительства школы в своем «экологическом микрорайоне», цены на квартиры в котором выше, чем в «Южном городе» или «Кошелеве». А вот условия, как оказалось, хуже.

В воскресенье, 24 февраля, в школе №103 состоялось большое собрание жителей ЖК «Самара». Организаторами выступили представители ОНФ, которые позвали на него и природоохранную прокуратуру, и представителей различных ведомств, и самих застройщиков.

ПРЕТЕНЗИИ, ОБРАЩЕНИЯ И ВЫСШАЯ ВЛАСТЬ

Все претензии решила разом высказать одна из активисток, проживающая в ЖК. Она рассказала, что их из года в год «кормят обещаниями» о строительстве новой школы. Сейчас есть слух, что строительство запланировано на 2019 год, хотя еще в 2013 году людей заверяли, что буквально через два года дети пойдут в новое учебное заведение.

Вторым важным вопросом стала будущая дорога, которую хотят пустить фактически по самому комплексу. Остальные вопросы касались развития инфраструктуры, вырубки деревьев и отсутствия парковой зоны, которой заманивали покупателей квартир сами застройщики.

Представителя застройщика предупредили, что все, что он скажет и пообещает, «будет рассматриваться как вранье гражданам и нарушение законодательства».

— Прошу обратить внимание, что вы общаетесь с представителями высшей власти в государстве, народом. Так что уберите из своих интонаций пренебрежение, иронию, насмешки. 

— Я не собираюсь иронизировать. Я тоже волнуюсь, никогда не выступала перед такой толпой, — ответила женщина, которая представилась Вероникой Владимировной, директором по финансам жилого комплекса.

— Это не толпа! — остро отреагировал представитель ОНФ, сорвав тем самым овации всего зала.

— Перед народом, — исправилась женщина.

В РАМКАХ ЗАКОНА

Финансовый директор начала разговор с вырубки зеленых насаждений и рассказала, что застройщик работает в рамках закона. В частности, все действия совершают с разрешительными документами.

Кроме того, в компанию приходят запросы от прокуратуры, они подтверждают свои запросы документально.

Далее она заговорила о строительстве парковок. Последних явно не хватает на территории жилого комплекса, потому что даже в воскресный день пройти через дворы практически невозможно из-за большого количества автомобилей.

— Да, наши реалии диктуют условия, в которых мы должны выживать как строители. Но любое изменение фиксируется, на любое решение мы получаем разрешение. Вы можете обратиться в департаменты экологии и строительства. Если у вас есть сомнения, мы их разрешим. Мы планировали в 2014 и 2015 году строительство паркингов. Мы должны изыскивать возможность, чтобы строить. Но готовы ли люди платить те деньги, которые будут в него вложены? На любое строительство дома без парковочных мест мы бы просто не получили разрешение. Мы ограничены законодательными документами. Если есть предложения, пишите нам об этом, — посоветовала женщина.

НЕТ ПРОЕКТА, НО ШКОЛА СКОРО БУДЕТ

Объяснив, что «компания максимально открыта к диалогу» с жителями ЖК, можно было перейти и к более дискуссионным вопросам. Строительство школы и медицинского центра больше всего интересовало местных жителей. Можно сказать, что многие и пришли на собрание ради этих вопросов. Но ответ не удовлетворил никого.

— Что касается школы, у нас очень долго шло документальное взаимодействия с властью. В строительство заложены федеральные деньги, так что мы начнем строить в июне, а в 2020 году она должно закончено быть. Школа у вас будет. Все это есть на сайте администрации Самары. Уже и в газетах прошла данная информация, — разъяснила финансовый директор.

К обсуждению решили подключить и представителя администрации. Его заранее предупредили, что лучше избегать формулировок на «птичьем языке» и рассказать людям все как есть, простыми словами.

Чиновник ответил, что сейчас земельный участок находится в муниципальной собственности и подтвердил, что строительство школы начнется уже в этом году. Кроме того, средства на возведение объекта из областного, городского и федерального бюджета уже «предусмотрены», хоть еще и не выделены.

Тут из зала прозвучал логичный вопрос: а есть вообще конкретный проект по школе? Где она будет находиться?

— Нет, проекта нет. Проектную документацию передает сейчас застройщик. Но можем сказать, что она рассчитана на 1200 мест. Где находится — не скажу, а ее кадастровый номер 63:01:032:9007:1446. Площадь участка более 31 тысячи квадратных метров. В данный момент этот участок земли уже находится в муниципальной собственности, — пояснил представитель администрации.

МАГИСТРАЛЬ ИЗ СКВОЗНОГО ПРОЕЗДА

В своем выступлении чиновник местной администрации упомянул, что глава города Елена Лапушкина следит и за тем, чтобы приступили к строительству школы и дороги на четыре полосы шириной в 25 метров.

Последнее вызвало возмущенные возгласы со стороны местных жителей. Некоторые даже вставали со своих мест и сердито что-то скандировали. Невозможно было понять, в чем проблема, пока слово не взяла девушка из зала.

— О какой четырехполосной 25-метровой дороге идет речь? Если мы были против двух полос даже шириной в семь метров. Как на слушаниях, на которых нас не было, внезапно приняли решение не просто по тому проекту, который был изначально, а сделали магистраль из сквозной дороги в жилом комплексе? Что это такое?

Застройщики от проблемы сразу открестились, объяснив, что земельный участок под дорогой отдан городскому округу Самару. Чиновники и будут принимать решение по дороге. Это было необходимо, чтобы власти обслуживали проезжую часть, а любые прорывы устраняли максимально оперативно.

— Застройщик — все-таки коммерческая организация, и она под влиянием экономического состояния, а нам хочется, чтобы и школа, и дорога были под влиянием регионального бюджета, — пояснила финдиректор.

После этого оправдания вопросы посыпались уже в адрес представителя администрации. Он констатировал, что общественные слушания прошли, и по их итогу было принято решение о строительстве магистрали. Однако пока не поздно, жители могут составить обращение главе города, чтобы их «некоторые» пожелания учли.

Такой ответ не устроил представителя ОНФ Вадима Нуждина, который тут же решил высказать собственное недовольство чиновнику в лицо:

— Пусть в следующий раз приходит ваш руководитель, если вы не понимаете текущего момента, то блеяние, которое вы представили сейчас, нам не нужно. Граждане хотели вам помочь разобраться в ситуации. 

ВЫСОТКА ВМЕСТО ГОЛУБЫХ ЕЛЕЙ

Последним важным вопросом повестки до того, как перешли к обсуждению, стала вырубка леса. В частности, есть две проблемы, связанные с экологией в очередном так называемом «экограде». Первая заключается в том, что от «экограда» скоро могут остаться пять деревьев, а вторая — что администрация города выдает разрешения на вырубку деревьев, за которые можно отправиться за решетку.

Это произошло, по мнению собственников жилья, в том числе и оттого, что план застройки у бизнесменов есть, но документация по планировке территории отсутствует. Ведь получение разрешения на строительство не требует таких бумаг.

— Застройщик там на пальцах сказал: мы планируем построить здесь пять домов — и вы кивнули? А потом он сказал: нет, построю 15 домов, а вы такие: ну ладно, — возмущались жители.

Больше всего присутствующие были недовольны вырубкой голубых елей. Шесть хвойных деревьев и три тополя срубили ради, как позже оказалось, строительства многоэтажки.

Изначально в местах, где стоят голубые ели, планировали торговый центр, потом развлекательный, затем спортивный, но в итоге застройщик решил, что домов не хватает, и принял решение о строительстве многоэтажки.

Жителей очень интересовал вопрос, почему вообще вырубают многолетние деревья, которые очищают воздух. Они ведь из-за этих деревьев и покупали квартиру, мечтая жить и в городе, и лесу одновременно.

— Выдача разрешений выдается в связи с регламентом. Застройщик предоставляет заявление с пакетом: разрешение, акт осмотра, документы оплаты компенсации и график сноса в департамент городского хозяйства. Если речь идет о снопе в девять деревьев у Московского шоссе, то все это было предоставлено. Если деревьев больше девяти, то их сносят только по решению главы города. А если девять и меньше, то у нас нет оснований отказать застройщику, если он предоставил все документы и получил порубочный билет, — оправдывался представитель отдела экологии администрации Самары.

Любопытно, что голубые ели занесены в Красную книгу, и их вырубка в России является уголовно наказуемым преступлением.

ПРОСИЛИ, НО НИКТО НЕ СЛУШАЛ

Участники встречи начали с разных концов зала выкрикивать, что выступали против вырубки, и им обещали, что деревья оставят в покое. Акт о вырубке был вынесен 24 января, тогда же застройщик и оплатил работы. Платежное поручение датировано тем же днем.

Однако до этого, еще 13 января, жители обращались в администрацию как раз по этому поводу. От районной администрации получили ответ, что чиновники никакого снова не допустят.

Однако допустить — допустили. И деньги в казну получили. А где на эти деньги новые деревья растить, решат уже сами «слуги народа». Кстати, за девять деревьев компания заплатила около миллиона рублей.

ЧЕРНЫЕ ЛЕСОРУБЫ ИЛИ ЗАСТРОЙЩИКИ?

Голубые ели уже не вернуть, с чем пришлось согласиться присутствующим. Но у них появилась надежда, что, может, хотя бы вырубку деревьев в ближайшем лесу остановят?

— За 36-м и 34-м домом уже больше половины деревьев вырубили, там вдоль дороги есть небольшая полоска из деревьев и вдоль домов. Там умышленно все уничтожается и без всяких поурочных билетов. Кто этим занимается — неясно, потому что мы даже не знаем, есть ли у застройщика какие-то документы на эту землю, — заявила местная активистка.

Также присутствующие рассказали, что посреди леса есть огороженный кусок, куда свозится какой-то песок и мусор, и непонятно, планируют ли там что-то делать.

Представители природоохранной прокуратуры пообещали разобраться с этой проблемой. И если можно будет доказать, что деревья рубит застройщик, тогда его призовут к ответственности.

Впрочем, никакое наказание не изменит того, что «экоград» поредел. Ведь в законодательстве не прописана обязанность застройщика восстанавливать вырубленные им деревья.

Вадим Нужен завершал беседу по этому вопросу тем, что происходящее может стать прецедентом, который покажет, что застройщика можно заставить восстановить все, что он нещадно уничтожил.

«БОМБИТЬ АДМИНИСТРАЦИЮ, А НЕ ЗАСТРОЙЩИКА»

Завершилось все мероприятие вопросами. Однако касались они все одного и того же, жители до последнего повторяли сказанное ранее, чтобы быть уверенными, что их снова не обманут. Они хотели убедиться, что школу точно построят.

В конце к микрофону внезапно прорвалась девушка, которая заявил, что ее зовут Евгения, что ее знают все присутствующие и никто особенно не любит:

— Хочу сказать несколько слов не сколько в защиту застройщика. Нам пообещали, что строительство школы начнётся в этом году. Застройщик — исполнитель? Есть ли вопросы к застройщику, что намерено школу не построили школу, настройщик тянул с застройкой? Чтобы школа возникла, нужно было бомбить администрацию, а не застройщика. Давайте с поворота возьмем слово с города. Садик застройщик сдал практически бесплатно, и застройщик получил деньги через год, он строил за свой счет и сдал. Диалога между жителями и застройщиками нет — мы сами его разрушили. Мы нервничаем. Я считаю, что дорога кварталу нужна, но утверждать ее будет город, вопрос к городу — можно ли разработать так проект, чтобы для жителей она была безопасна?

Заканчивала Евгения свою речь уже под громкий гул, присутствующие кричали, что не хотят вообще никакой дороги.

Однако инициативу перехватила активистка, к которой, вероятно, относятся лучше. Ее реплика сорвала аплодисменты. 

— У нас просто дома, и больше ничего. Мы просто в каменных джунглях. Чем мы отличаемся от Кошелев и Южного города? Почему там делают для людей, а наш застройщик просто собирает бабло с людей?

А решением проблем теперь займутся в ОНФ, представители которого обещали держать на контроле все, начиная от зеленых елей и заканчивая пересмотром итогов публичных «фальсифицированных» слушаний.

Юлия Сацук