Передо мной сидит молодой человек с ясными спокойными глазами. Это Стас, он беженец с Украины. Никогда не скажешь, что его коснулась война. Улыбчивый, внешне чуть застенчивый парень, который говорит, что хочет строить самолёты. Боевые действия на юго-востоке Украины резко изменили жизнь многих его ровесников и соотечественников. Кто-то выбрал войну, а кто-то, как Стас, - мирную жизнь в чужом государстве.

 

- Стас, расскажи, пожалуйста, о том, как ты приехал в Самару.

- До недавнего времени я учился в Харьковском аэрокосмическом институте им. Н.Е. Жуковского. Окончив первый курс, поехал на лето домой в Луганск. После начала боевых действий в моём городе, выехал в Россию и устроился на работу. Тут уже узнал, что в вузах выделяют бюджетные места для беженцев. И выбрал Самарский государственный аэрокосмический университет.

- Ты попадаешь как раз под призывной возраст. Были ли какие-то препоны со стороны украинских властей?

- В общем, не было. На Украине уже как год нет срочной службы, но на границе меня остановили пограничники, хотели снять с поезда, не дав покинуть Украину. В то время была мобилизация. Но всё-таки меня пропустили.

- Самарские вузы выделили определенное число бюджетных мест для беженцев. Был ли какой-то конкурс между вами? Есть ли разница в учебных программах? Тяжело было перестраиваться?

- Конкурса никакого не было. В Самаре не так много беженцев, как в других близлежащих к границе с Украиной областях. Из 60 выделенных мест только половина была занята. Когда я приехал в Самару, у меня сразу же приняли документы, и в тот же день заселили в общежитие без всяких справок и медицинских комиссий. Я поступал на первый курс. Я мог бы перевестись сразу на второй. Но в Харькове программа была, мне кажется, слабее. Поэтому я решил потерять год, но выиграть в плане знаний. А так программы, в общем, схожи.

- Каково отношение со стороны преподавателей? Однокурсников?

- Никакого негатива со стороны одногруппников я не встречал. Наоборот, все помогают. Что-то подсказывают. Со стороны каких-то молодежных организаций я поддержки не получал. Я со всем сам справляюсь.

- Почему решил строить самолёты?

- Уже в 8 классе я знал, чем хочу заниматься. Что обязательно пойду в Харьковский аэрокосмический институт и буду проектировать самолёты. Готовился долго к этому. Увлекался моделированием и радиоэлектроникой. Решил, что выучу физику и пойду учиться. Родители к этому не подталкивали. Это было моё решение.

- А родители переехали с тобой?

- Они остались дома. Сейчас они не могут переехать и всё там оставить. Элементарно не могут бросить хозяйство и свои дела.

- Вернуться на Родину не хочешь после обучения?

- Хочу. Я надеюсь, что к тому моменту всё будет спокойно там и Луганск отойдёт к России. Хотя я не исключаю того, что останусь в России работать. Здесь много заводов, тот же «Прогресс», которому нужны люди. Здесь лично у меня больше перспектив.

- Чем помимо учёбы и науки ты увлекаешься?

- Много чем, я играю на фортепиано, гитаре, также увлекаюсь аэрофотосъемкой и «выживанием».  Весной планирую открыть свою секцию по выживанию в экстремальных условиях.

- Есть планы на обозримое будущее?

- У меня здесь гораздо больше возможностей, чем в Украине. Я хочу делать свои научные разработки. Начать с моделей, а потом внедрять их в реальные самолёты. Хочу путешествовать по России.

- С тобой приехали другие студенты из Украины. Вы общаетесь между собой?

- Мы поддерживаем друг друга. Помогаем, иногда даже материально. У всех разные ситуации. Кто-то вообще приехал ни с чем. Кто-то наоборот может помочь. Мы не можем бросить друг друга после того, что мы пережили там.

- Чего тебе не хватает для счастья?

- Хочу, чтобы родители сюда приехали…

 

Беседовала Валерия Золотухина