Судьба главного дирижёра Самарской филармонии Михаила Щербакова остаётся нерешенной. Региональный минкульт и официально, устами пресс-службы ведомства, и неофициально, устами руководителя подведомственного министерству издания, опроверг информацию о грядущем увольнении бессменного руководителя оркестра. Врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов признался «Засекину», что в труппе Самарской филармонии существует конфликт, который решить не удаётся. Кроме того, врио сообщил, что он против огласки информации в СМИ, так как это «не оставляет пространство для манёвра». О каких манёврах говорит чиновник — загадка. Коллектив оркестра давно хочет расстаться с Михаилом Щербаковым. 

Министерство культуры Самарской области после публикации информации о возможной скорой смене руководителя оркестра филармонии поспешило дать опровержение. Сначала в соцсети Facebook [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)] [Признан(а/о) экстремистской на территории РФ и запрещен(а/о)]появился пост пресс-секретаря министерства с заверениями, что Михаилу Щербакову ничего не угрожает. После со своей «независимой» оценкой проявился редактор подведомственного министерству культуры издания «Свежая газета. Культура» Виктор Долонько. Он усмотрел в публикации информации о конфликте в коллективе Самарской филармонии некую провокацию. На вопрос, о какой провокации идёт речь: г-н Долонько не ответил — либо не решился, либо не успел согласовать ответ с работодателем. 

Быстрая реакция министерства, как предполагают собеседники «Засекина», близкие к ведомству, связана с настойчивыми звонками взбудораженного публикацией о возможном разрыве контракта Михаила Щербакова различным чиновникам. 

Тем временем, в распоряжении «Засекина» имеется копия письма с просьбой поменять главного дирижёра в связи с его творческим бессилием, подписанного более чем тридцатью музыкантами. Кроме того, источники подтверждают, что несмотря на официальную позицию министерства, судьба Михаила Щербакова всё же под вопросом. 

Напомним, как ранее писал «Засекин», по неофициальной информации, Михаила Щербакова, который почти 30 лет возглавляет музыкальный коллектив, может сменить более молодой, перспективный и талантливый специалист. В течение многих лет работники оркестра высказывают недовольство в адрес Щербакова и добиваются найма на его места нового кадра, однако региональные власти по какой-то причине не прислушиваются к мнению труппы, а врио министра культуры губернии Сергей Филиппов предпочитает не привлекать внимания СМИ к происходящему.  

Всунуть, так сказать, патриотизм

Выпускник Уральской государственной консерватории Михаил Щербаков занимает должность главного дирижера академического симфонического оркестра с 1991 года. Официальный сайт самарской государственной филармонии описывает его как человека большого таланта, «инициатора множества смелых идей», «ниспровергателя устоявшихся традиций». Его талант, как пишет, видимо, сам г-н Щербаков, «самобытен и не вписывается в рамки традиционного провинциального исполнительства». В 2016 году Щербакова отметили званием «заслуженный деятель музыкального искусства». С ним оркестр некогда побывал в турне в странах Европы и Азии, в Канаде, США, на Кубе...

Музыканты симфонического оркестра самарской филармонии придерживаются иного мнения о своем руководителе. В свойственной только людям от культуры интеллигентной манере они наихудшим образом отзываются о «маэстро». «Засекин» пообщался со многими представителями труппы. 

Академический симфонический оркестр при филармонии существует долгое время. Как заверяют сами музыканты, в нем работает немало талантливых людей — пусть и не мирового уровня. Самарские артисты, впрочем, могли бы выступать на том уровне, на каком играют их коллеги из других регионов, например, Казани или Ульяновска. Сотрудники филармонии полагают, что Михаил Щербаков «засиделся» на своем посту и напоминают, что на Западе представители подобных профессий работают по контрактам на 3-4 года не более двух сроков, чтобы избежать профессионального выгорания. 

— При нашем дирижере, к сожалению, оркестр не растет, а все ниже и ниже опускается, все больше деградирует, — делится с корреспондентом «Засекина» одна из подчиненных дирижера. 

Музыкантов возмущает, что Михаил Щербаков «возомнил себя великим музыкантом и позволяет себе переделывать всех композиторов» при интерпретации произведения. Известные многим классические мелодии звучат иначе, с другими нюансами и темпом, не доносят первоначальной задумки автора. 

— Все ученики музыкальных школ знают некое произведение и то, что вложил в него композитор, а Щербаков внезапно находит в нотах, к примеру, прославление великого русского оружия. Знаете, сейчас популярна тема, так сказать, патриотизма, и наш дирижер пытается ее везде всунуть, в самые, простите, неподходящие моменты, — комментирует одна из скрипачек филармонического оркестра.

Ничем не блеснул в Петербурге

Людям, которые никогда не занимались и не интересовались классической музыкой, наверняка сложно понять, что именно возмущает подчиненных Михаила Щербакова. Претензии «людей от культуры» могут даже показаться надуманными и преувеличенными. 

Однако роль дирижера в оркестре переоценить сложно. Специалист такого профиля руководит и разучиванием, и исполнением оркестровой музыки. На его ответственности — обеспечение ансамблевой стройности и технического совершенства исполнения. Подобно тому, как музыкант играет на инструменте, дирижер «играет» на оркестре. Именно поэтому даже первоклассные специалисты под руководством неумелого дирижера будут звучать посредственно. 

— Щербаков оставил тошнотворное впечатление, — пишет самарским музыкантам один из артистов Петербургского оркестра в соцсетях. — Очень заносчивый, невоспитанный и непрофессиональный человек. Мне в какие-то моменты казалось, что мужская часть коллектива или матом его пошлет, или начнется рукопашная. Еле сдержались. 

Известно, что самарский дирижер тогда работал по программе Дома музыки — концерты, организуемые для молодых музыкантов 16-18 лет. 

— Мы играли два аккомпанемента. Дирижер учил играть всех: солистов, струнников, духовиков… 60 процентов времени занимала его болтовня, — продолжает автор. — Он учил играть Моцарта нашего концертмейстера, Чингиза Османова, ученика Гантваргера, лауреата международных конкурсов. Мы чувствовали себя каким-то даже не студенческим, а школьным оркестром. На концерте ничем не блеснул — серость и есть серость. И это мнение всего коллектива. Я надеюсь, что мы больше никогда не увидим этого «гения». Держитесь, дорогие самарцы! — резюмирует автор. 

Народный артист на пайках

До Михаила Щербакова, который бессменно руководит оркестром с 1991 года, на этом посту в филармонии работали Валентин Нестеров и Геннадий Проваторов. Нестеров в настоящее время трудится в петербургской академической филармонии им. Дмитрия Шостаковича, Проваторов уже ушел из жизни, но запомнился как выдающийся российский дирижер, был отмечен званиями народного артиста РСФСР и республики Беларусь. Традициями этих артистов самарский оркестр, по словам музыкантов, питался в течение нескольких лет после их ухода. 

Впервые серьезные недопонимания у Михаила Щербакова с коллективом возникло в 1999 году. Тогда существующий при филармонии художественный совет еще был выборной организацией, и на очередном тайном голосовании дирижера оркестра не выбрали в состав. С тех пор членов худсовета не выбирают, а назначают. 

В этом же 1999 году речь шла о выдвижении на звание народного артиста России, и тогда, по словам «ветеранов» оркестра, «был страшный подкуп»: якобы свои голоса артисты коллектива отдали в пользу Щербакова за пайки, которые выделил ныне покойный создатель холдинга «Цыпочка» Борис Волков. Последний, по неофициальной информации, приходится дирижеру кумом и оказывал спонсорскую поддержку коллективу (по 500 рублей на человека, при том, что зарплата в те времена составляла в среднем около 2000 рублей). Тем не менее, даже после угроз Волкова лишить музыкантов пайков перевес в пользу Щербакова, рассказывают музыканты, составил всего 1 (один!) голос.  

С 2007 года самарский академический филармонический оркестр не ездил на гастроли. С тех пор, по словам артистов, в коллективе продолжается застой. 

В 2011 году музыканты встречались с министром культуры Самарской области Ольгой Рыбаковой, и чиновница даже согласилась с музыкантами, готова была найти замену Щербакову. Тогда Щербаков якобы звонил лично пианисту Денису Мацуеву и жаловался на происходящее. Пока ситуация тянулась, Рыбакову сменил Сергей Филиппов… 

Публично-непубличный врио

После смены министра культуры Самарской области оркестранты отправились к Сергею Филиппову. Под обращением поставили подписи 35 человек. И, казалось бы, даже нашли взаимопонимание с чиновником: предлагали не увольнять Щербакова, а просто нанять второго, более молодого специалиста, с которым можно было бы заниматься музыкой, провести серию концертов. Одним из вероятных претендентов на это место был дирижер самарского театра оперы и балета Алексей Ньяга (тогда бы не пришлось решать проблему с переездом специалиста). Директор учреждения весной этого года якобы получила добро на ведение переговоров, но… Филиппову де поступил звонок, после которого все действия в этом направлении свернули. По неофициальной информации, тогда Щербакову пришлось обратиться к своим давним знакомым в руководстве «Газбанка» (бывшего спонсора филармонии), которое, как говорят, имело неформальные связи с нынешним губернатором. 

Врио министра культуры, отметим, довольно оперативно вышел на связь с «Засекиным». Сразу после своей пресс-службы и комментариев редактора «Свежей газеты. Культура», издаваемой при финансовой поддержке министерства культуры, Виктора Долонько в соцсетях.

Сергей Филиппов пояснил, что неоднократно встречался с музыкантами оркестра и у себя в кабинете, и на собрании коллектива. По его словам, поднимались и вопросы оплаты труда, и гастролей, и работы с дирижером. 

— В настоящее время в оркестре два штатных дирижера, регулярно проходят концерты с участием приглашенных дирижеров. Вопрос о прекращении контракта с народным артистом России Михаилом Александровичем Щербаковым министерством не рассматривается. Задача организации гастролей коллектива поставлена директору филармонии Елене Александровне Козловой, — прокомментировал врио министра культуры. 

На вопрос о том, почему труппа категорично настроена добиваться увольнения Щербакова, и нельзя ли СМИ поприсутствовать на очередной встрече музыкантов с министром, Сергей Филиппов ответил коротко и исчерпывающе:

— В качестве официального ответа я сказал все, что считаю возможным сказать. Насчёт участия СМИ, извините, я против. Конфликты в творческих коллективах не редкость, публичность здесь никому не помогает, только обостряет и отрезает сторонам возможности манёвра. 

О манёврах каких именно «сторон» шла речь, врио министра так и не уточнил. 

Зарплаты в оркестре, как говорят сами сотрудники, примерно как в «Магните», от 20 до 25 тысяч рублей. Концертмейстер получает больше — тысяч 35-38. Это без учета подоходного налога. За это время коллектив успевает отыграть 7-10 концертов. По словам местных, в Ульяновске музыканты в среднем зарабатывают 55 тысяч, а концермейстер — около 70. То есть, в два раза больше. Но у самарской филармонии спонсоров нет…

Максим Уэбер, Екатерина Маяковская [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов]