Культура

История Безымянки от Андрея Олеха

Творческая встреча с самарским писателем Андреем Олехом приоткрыла тайну истоков вдохновения писателя. Презентация новой книги автора «Обмен и продажа», заключительной в трилогии посвященной родной автору Безымянке прошла в областной универсальной научной библиотеке, Андрей Олех рассказал, что составляло его замысел, откуда брались исторические факты и на основе чего рисовались картины 24-летней давности.

История Безымянки от Андрея Олеха

В областной универсальной научной библиотеке состоялась творческая встреча с АНДРЕЕМ ОЛЕХОМ. Поводом стал выход в свет новой и заключительной книги из трилогии, посвященной родной для самарского писателя Безымянке. Вслед за романами «Безымянлаг» (2016) и «Улица Свободы» (2017) издательство «ЭКСМО» выпустило книгу «Обмен и продажа» (2018). 

Центральные декорации нового романа – зима 1994–1995 годов, площадь Кирова, ларьки обмена и продажи, где наравне с валютой и золотом обменивают информацию, дружбу, любовь... Всё так и крутится вокруг обмена и продаж – в буквальном смысле и в аллегорическом. 

В каждой из книг три основных героя, но в разные временные рамки Олех помещает одни и те же типажи, размышляя, как они будут действовать в предложенных жизненных обстоятельствах и буквально по периодам эволюционировать. В итоге книги, задуманные как отдельные истории, складываются одним пазлом, а с прочтением третьей, как утверждает автор, по-новому проявят себя и первые две. В третьей книге завершаются судьбы уже знакомых читателю героев предыдущих историй. Некоторые упомянуты буквально, а некоторые замаскированы – их узнают не все. Но тем интереснее обнаружить улики к разгадке. 

«Как и предыдущие книги, «Обмен и продажа» – самостоятельное произведение, тем не менее, все они тесно связаны в трилогию, – рассказывает Андрей Олех, – их объединяет не только история Безымянки длиною в 50 лет, общие герои и сквозные сюжеты, но и множество деталей и образов. Было важно свести все концы воедино, не пропустить сюжетные линии. Собственно, интриги не было. И это стало проблемой. Я всегда пишу по четкому плану и заранее знал, чем закончится очередная книга. Оставалось только стенографировать, записывать за собой. И это, признаюсь, очень скучное для художника занятие, теряется весь запал». 

Что оставалось писательскому интересу, так это возможность выразить эпоху через множество событий разного уровня и талантливо соединить многочисленные разрозненные эпизоды в один большой сюжет. Внимание могли привлечь самые незначительные детали, вплоть до архивных сводок погоды. Под конец 94-го температура на улице держалась на нуле, и этот яркий момент предновогодней оттепели повел воображение в определенном направлении. 

Отдельная и важная для Олеха тема – формирование стиля каждого из романов: «Безымянлаг» был основан на архивных документах, и надо было следовать строгим историческим данным. Сама тяжесть темы к этому обязывала, и здесь не место для каких-то особо художественных движений. «Улица Свободы» с ее плавным и лиричным повествованием создавалась на основе многочисленных воспоминаний, по большей части жителей Безымянки». 

В самом близком к настоящему времени сюжете «Обмена и продажи» присутствуют и собственные воспоминания автора. Как выглядела Безымянка, что происходило вокруг – воспоминания детства наиболее яркие, да и черпать картины из собственного прошлого всегда проще. Стилистически автору ближе «спокойная» и «тягучая», как и застойное время 70-х, «Улица Свободы», но в «Обмене и продаже» такое повествование было бы неуместным. Здесь оно более жесткое, рваное, местами очень мрачное. 

На фоне предыдущих книг «Обмен и продажа» очень сюжетная. Ярких событий во взятой эпохе настолько много, что вместе с замыслом возник образ хаоса. В середине 90-х могло произойти всё что угодно. Закончился период т. н. «романтического бандитизма», и разборки на кулаках перешли в бесконечные убийства. Оттого и выбран переходный период: пока еще неясно, что будет дальше. Стержнем для повествования послужила история о «банде палочников» – к слову, единственная сюжетная линия, основанная на реальных событиях. С ее невероятной и фантастичной концовкой она вписалась в образ хаотичного вихря. 

Собрать нужные материалы для книги, выстроить хронологию, уловить какие-то закономерности, понять, что происходило в это время, помогали в том числе журналистские труды Олега Иванца о бандитской Самаре. Нашли отражение в романе и воспоминания знакомых автору лично свидетелей эпохи. Бывает, действительность оказывается краше любого вымысла и требует аккуратного обращения. Реальные факты того времени порой оказывались настолько фантастическими и невероятными, что приходилось подвергать их серьезной художественной обработке, чтобы сделать более подходящими для реалистичного повествования романа. 

С каждой новой эпохой, получившей описание в трилогии, менялась и Безымянка. Отличие каждого времени подчеркнуто характерными образами и стилистическими приемами: «Третья книга в этом плане получилась довольно мрачной, еще темнее даже «Безымянлага». Описанные в книге 1994-95 гг. – время полной свободы. Главная философская интрига трилогии в том, что вся она о свободе и несвободе. Герои, живущие в 90-х, вольны делать любой выбор, поступать как им нравится, и эта свобода оказывается в чем-то даже страшнее внешнего периметра Безымянлага. За периметр с трудом, но можно выбраться. А вот как выбраться из самого себя?..» 

Ирония в том, что на этапе работы над третьей книгой автор осознал, что и сам не свободен от своих героев, от своих замыслов, от заданных ритма и стилистики. Он оказался в «художественной клетке» и уже не был волен принимать какие-то решения, уступив место предопределенности. Намного большую роль, чем художественный замысел, играло время, в которое происходят события: «Не важно, как я пишу. Важно, как книга должна выглядеть. У каждой эпохи должен быть свой язык и своя стилистическая атмосфера. Тут необходимость диктует стиль». 

От замысла написать историю района Андрей Олех пришел к признанию того, что настоящая история Безымянки у каждого человека своя. В его трилогии не совсем реальная, художественная Безымянка. Но воспринимать ее иначе он уже не может. И здесь появляется другой, не менее важный замысел: создать мифологию городских окраин. Из реальности, не всегда красивой и глянцевой, зародилась легенда в хорошем смысле. 

Была задумка завершить цикл небольшой жизнеутверждающей повестью. Это была бы история одной женщины – без лагерей, без стрельбы на площади Кирова… Ведь старался писать об обычных людях, но всё это обычно уходит на второй план. 

Писать про 2000-е рано: большое видится на расстоянии. Важно быть объективным и эмоционально отстраняться от своих книг. В современной реальности интерес не успевает ни за что зацепиться и отстраниться сложнее. 

Потому пока Безымянка продолжает сохранять чуть мрачный образ окраины, превратившейся из рабочего района в спальный, и притягивает не многих. Тем временем Андрей Олех родился, живет и планирует здесь жить. Катаясь на велосипеде по ночной Безымянке, с каждым разом убеждается, насколько она прекрасна, и каждый раз находит что-то новое. Мог бы даже проводить экскурсии по знакомым улицам, но, к сожалению жителей Самары, времени у писателя на это не хватает, как и на то, чтобы заняться сценарием для экранизации по какой-либо из книг, хотя предложения появились еще с изданием «Безымянлага». Но литература интереснее, чем кино. 

На очереди четвертая книга. Нет, не о Безымянке. Об истории падения Волжской Булгарии. После груза трилогии повествование о сражении автор хотел бы сделать, как ни странно, более жизнеутверждающим. А главное, поменять тактику и оставить себе больше пространства для творчества. Не изменяя лишь любимому занятию – собирать из разрозненных исторических фактов, словно пазл, целостную художественную картину. Историческая критика неизбежна, но она не пугает. Олех и сам по образованию историк и для заметок по истории Булгарии планирует завести блог. Вот только слишком воодушевляют его почти детективные исторические находки, чтобы отказаться от счастливого права писателя на художественный вымысел.

Автор: культуролог, редактор Самарской областной универсальной научной библиотеки Юлия Авдеева.

Опубликовано в газете «Культура. Свежая газета» №14 (143) октябрь 2018.

    01 ноября 2018, 09:44 2219 0

    Теги: Самара, Андрей Олех, презентация, нуачная библиотека, Безымянка, роман, история, писатель, творческая встреча,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак