В сентябре в галерее «Виктория»  открылась вторая часть  кураторской трилогии Сергея Баландина «Достояние».  На этот раз выставка была про природу и называлась «Естество». В эпоху переопределения понятия  «природа» кураторское  высказывание Баландина пришлось очень кстати.  В концепции куратор провозглашает, что «сейчас мы переживаем новый этап в восприятии природы – из объекта культа и культивации она превращается в «собеседника». Выставка состоит из двух разделов:  «Насилие и эксплуатация», где природа  подаётся в просветительском ключе, как то, чем можно управлять.  Второй раздел «Свобода и соучастие» иллюстрирует отношения с природой как с равным. Разделы жёстко противопоставлены. Перед нами не диалектика природы, а скорее типы отношения  человека к ней.  Выставка отвечает на экологический вопрос «Что делать с природой?».

На философский вопрос «Что такое природа?» сам Сергей Баландин отвечает, что природа – это нерасчлененная биомасса. Непосредственное восприятие природы невозможно, оно всегда обусловлено культурой. Для Баландина природа наряду с классикой и национальным входит в каркас человеческих ценностей, «достояний». А выставка по задачам куратора должна проверить эту ценность на прочность. Вальтер Беньямин писал: «Нет ничего более убогого, чем истина, выраженная в той же форме, в какой она была помыслена». У представленных произведений появляется своя логика, которая при восприятии может отличаться от заданной концепции. Куратор, как вивисектор, пытается приручить работы концепцией, будто забывая, что художественные объекты способны в контакте со зрителем и другими объектами сами производить смыслы.

Что же мы видим на выставке? Цветы с открыток (Владимир Дубосарский), фотографии чучел обезьян, физиологические опыты, видео человека и собаки (Олег Кулик), гербарий и стенгазету (Илья Долгов) , фотографии деревьев (Герловины), палочки и кусочки коры (Илья Федотов-Федоров). Получается, что природа – это растения и животные. Космос на выставке не представлен. В первой части мы видим большие картины, выразительные фотографии – то, что всё-таки «похоже на искусство» в традиционном понимании. Во второй – документации, газеты и палочки, которые больше похожи просто на странные объекты. Но пространство, наполненное рисунками природных объектов, больше напоминает музей, а не галерею. Любопытно, что самая современная работа Ильи Федотова- Федорова «Музей Цивилизации» (2016 г.) завершает маршрут выставки. Вместо искусства нам предлагают «посмотреть на природу», как это происходит в музеях. Кстати, в Музее Алабина параллельно с «Достоянием» проходит выставка «Экология художественного пространства», которую курирует Виталий Пацюков и где прямо в основной экспозиции краеведческого музея можно увидеть работы тех же художников (Кулик, группа «Гнездо»), что и в «Виктории». Когда мы наконец-то сталкиваемся с природой, искусство перестает быть нужным. А если оно не нужно, то может ли оно вообще быть носителем тех ценностей, которые пытается переосмыслить куратор?

Сергей Баландин говорит, что его позиция на стороне «Свободы и соучастие». Олега Кулика он называет «любимым художником».  Видимо, этим можно объяснить тот факт, что на выставке представлено аж три проекта этого известнейшего автора.  Несмотря на критическое отношение к провозглашению ценностей, сам Баландин всё-таки смещается в сторону руссоистского, т.е. моралистического понимания искусства. На выставке создается ощущение, что «возвращение к природе», «гармоничные отношения между человеком и животным» по-прежнему возможны.

В проекте «Лесная газета», одной из важнейших для выставки, есть определение природы от художника Алекса Булдакова: «Природа – это катастрофа». Однако катастрофической версии природы на выставке мы не увидим. Нет работ, где природа соединялась бы с цифровыми технологиями. В галерее «Виктория» эта версия природы не так давно была представлена на выставке уральской арт-группы «Куда бегут собаки». Тем не менее, вторая выставка цикла «Достояние» выглядит более конфликтной, чем первая часть.Природа оказывается более проблемным полем, чем понятие «классического». С нетерпением ждём заключительной части.

Илья Саморуков

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь)