Культура

Три художника в поисках коровы

В Музее модерна открылась выставка «Поиск коровы». Арт-критик Сергей Баландин посмотрел её и увидел в ней милый эстетический анахронизм

Три художника в поисках коровы

Музей модерна, который регулярно делает проекты, рассчитанные на молодую аудиторию, решил использовать пустующее помещение конюшни в качестве галереи нон-профитного искусства. Как заявил организатор галереи Илья Саморуков, небольшой зал с белыми кирпичными стенами должен стать наследником неподцензурной и ныне закрывшейся галереи «XI комнат», выставиться в которой мог любой и которая специализировалась на неформатных, экспериментальных выставках. «Традиция эта в Самаре не должна забываться», - подчеркнул Илья.

Действительно, «XI комнат» – место, в каком-то смысле, легендарное. И лучшие из проведенных там выставок имели свою особенную привязанность к этому месту: они создавались настолько в контексте пространства этой галереи, что их невозможно было оттуда изъять и куда-то перевезти; да и работы там были часто недолговечные, существующие лишь здесь и сейчас. 

И вот в новой галерее Музея модерна открылась первая выставка. Состоит она из работ трех художников (организаторы назвали их «новой волной», хотя, как кажется, трех человек для «волны» недостаточно): Дмитрия Жиляева и дуэта Анфисы Доброходовой и Валерии Наумовой. Если инсталляции Жиляева Музей модерна уже выставлял в рамках различных фестивалей (к примеру, они были представлены на «Ночи музеев»), то женский дуэт, создающий абстрактные полотна, зрители увидели впервые. Живопись у девушек довольно сильная. Не по-женски агрессивная, грязная, пастозная, с целыми шматами краски в два пальца толщиной, полная хаоса, смешения всех стихий. В дуэте сильнее выступает Анфиса Доброходова, которая приклеивает к холсту лоскуты марли, в результате чего получается очень сильная, неожиданная фактура. Абстрактная живопись, как и любая другая, тоже может быть банальной и предсказуемой – но здесь не тот случай.

Валерия Наумова пишет более «академично», увлекается геометризмом и особенно структурой решетки. Её работы выглядят слабее, чем у ее напарницы. Но большинство представленных работ написаны совместно: крупноформатные, в темной гамме ассамбляжи. В них виден труд, по крайней мере – процесс, делание. Это картины «происходящие», можно даже сказать, что они «происходят» с вами. Куратор выставки Илья Саморуков, вероятно, почувствовал это и вывел действие за границы холста, набросав повсюду на полу фотографии художников и их мастерской, протянул в зале веревки и развесил различные предметы, так что не понимаешь, выставка картин ли это или тотальная инсталляция.

На этом фоне работа Дмитрия Жиляева выглядит весьма скромно и неубедительно: у окна разместилась его небольшая абстрактная скульптура из дерева – строгая, геометрическая, треугольная в разрезе конструкция из реек, напоминающая позвоночник.

Собственно, вся выставка идеально подошла бы немецкой галерее конца 1960-х годов. Живопись в стиле «новых диких», минималистская скульптура – все это было популярно тогда и к сегодняшней ситуации имеет отношение весьма косвенное. Но всё же удивляет, как быстро и качественно дебютанты Музея модерна взяли такую эстетическую высоту. Можно сказать, без запинки.

Однако стоило бы пожурить куратора, который, заигрывая с самарским контекстом, дал выставке глупое псевдообэриутское название «Поиск коровы».

 

 

Сергей Баландин

    26 августа 2014, 16:21 2726 0

    Теги: Музей модерна, арт-критика, Сергей Баландин, искусство, самарские художники, contemporary art,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак