Культура

Территория без границ

В галерее «Виктория» открылась выставка «Территория абстрактного». Арт-критик и художник Сергей Баландин побывал на ней и понял, в чем идентичность самарского искусства.

Территория без границ

Организаторы выставки собрали чуть ли не всех более-менее видных художников Самары, обнаружив у них абстрактные работы. В галерее работает школа современного (а на самом деле, абстрактного) искусства Оксаны Стоговой, так что появление этой темы здесь не случайно. Существует предвзятое, даже брезгливое, отношение к абстракции как к направлению, не представляющему никакой трудности для художника, но на выставке представлены картины серьезных и уже дорогих художников: Валентина Белоусова, Виктора Новокрещенова, Юрия Филиппова, Александра Мальцева. Меня – как человека из тусовки молодых и наглых – список художников поверг в шок. Словно из-под земли выросли невиданные работы 1970-90-х. И, конечно, такая кураторская «наглость» – смешать уже почивших художников, почему-то забредших на запретную территорию абстрактного еще в советские времена, с художниками contemporary art’а – не могла оставить равнодушным никого. Выставка получилась винегретом, это отмечали многие зрители, но этот винегрет был вкусным и красивым.

Входя в зал, сразу удивляешься такому изобилию и разнообразию абстракционизма. Хочется даже почему-то назвать все эти полотна фигуративными – настолько каждая из работ образует собственное энергетическое поле и собственное содержание. Зритель попадает в просторный белый зал с картинами, а в его глубине, за черными шторами, скрывается другой зал – с видеоинсталляцией, в которой Оксана Стогова разбивает луч проектора с помощью системы стеклянных призм. Отражения демонстрируемого фильма, как капли воды, рассредоточиваются в темноте по всему Г-образному залу и сопровождаются аудиофрагментами описаний природы из повестей Гоголя.

С пейзажей Василия Кандинского началась когда-то история абстракционизма. Эта история повторяется и на Самарской Луке, где речная рябь, лунные блики, изгибы Жигулевских холмов и воспитанный степными просторами менталитет породили целую плеяду художников, обращающихся к беспредметному искусству, пишущих стихию и атомарность мира.  Влияние Волги отразилось не только в живописных пейзажах, но и в самом мышлении творческих людей, живущих на берегах одной из самых широких рек.

Последние несколько лет в художественной среде активно идет диалог о том, насколько самобытно самарское искусство, имеет ли наша земля свою неповторимую идентичность и в чем эта идентичность заключается. Этому поиску идентичности уже были посвящены две выставки: «Символы места» (в Художественном музее) и «Течения» (в Музее Алабина) – и обе были построены на тесной связи искусства и волжской природы.

Стремление к биоморфизму, природному началу в самарском искусстве заставляет живописные формы терять свою твердость и определенность. Из законченных и узнаваемых они становятся как бы текучими, подразумевающими развитие и рост. Это превращение предмета в оголенный вектор развития и вызывает у зрителя ассоциации с природными формами. Такими предстают перед нами абстрактные поиски самарских художников 1970-90-х.: Александра Пескишева, Виталия Редкина, Юрия Филлипова, которые ищут новой утопии, альтернативной обуздывающему природу урбанизму. В их живописных и графических работах натуралистическая гармония противопоставляется человеческому порядку.

Картины земной природы сменяются картинами природы внеземной: из первобытного хаоса проглядывают очертания «Земли необетованной» Александра Мальцева, обратно в водный хаос возвращается планета с ее материками в работе Андрея Сяйлева «Не мочить», метафизической и одновременно любовной выглядит диптих Дарьи Емельяновой «Изменения к лучшему». Абстракция расщепляет привычный мир на составляющие элементы – цвета и формы. Она преподносит нам окружающий мир не как объекты или явления природы, но как дух природы, гармонический закон или алхимию. Магическими артефактами выглядят работы Дины Богусоновой с металлом и керамикой, тенями идеального мира становятся видеофрагменты в работе Оксаны Стоговой.

Специфический самарский контраст между заповедной природой правого берега и промышленными центрами левого проявляется в концептуалистских работах Владимира Логутова и Олега Елагина, произведения которых впечатляют своим фабричным качеством. Технократическая, производственная суть природы, понятая чрезвычайно широко, передается в масштабных картинах Евгения Бугаева и Александра Зайцева. А некоторые художники-философы, словно Диогены от искусства, довольствуются лишь внутренней игрой форм, утверждая через это своё существование и идентичность – таковы работы Александра Веревкина и Егора Ельцова.

Всего на выставке представлено девятнадцать художников, работающих в самых разных техниках и видах искусства – от живописи до инсталляций – и каждый художник не похож на другого. «Территория абстрактного» оказывается поистине безграничной.

 

Сергей Баландин

    28 апреля 2014, 08:11 3117 0

    Теги: выставка, искусство, галерея, культура, Сергей Баландин,

    Поделиться:


    Вы можете авторизоваться на сайте через: Yandex, Google, Facebook, Twitter, Вконтакте
    Вы должны быть авторизованы для редактирования своего профиля.

    Комментарии ()

      Назад Дальше

      Анна Якушева

      Присвоение власти

      Юрий Сенокосов

      Послание родителям

      Екатерина Маяковская

      De mortuis aut bene, aut nihil

      Екатерина Маяковская

      Благополучные и недолюбленные

      Ольга Служаева

      Искусство наблюдать

      Всеволод Емелин

      За Собчак