Российский, а с ним и самарский, туристический бизнес, как оказалось, во многом был фабрикой по продаже мыльных пузырей – фирмы кредитовались под туры, которые они лишь только еще надеялись продать. Резкое падение «всего сразу» – экономики,  курса рубля, доходов россиян, обострение политической ситуации – привело к тому, что мыльные пузыри полопались. И что самое печальное – перспективы их надувания «до прежних размеров» всё туманнее и туманнее.

 

Былое: Год нетуриста

Да, именно так и оказалось – в XXI веке, после нескольких уже полноценных кризисов, на 23-й год развития капитализма в России стало очевидно, что российский туристический бизнес живет даже не на рынке, а на каком-то восточном базаре. Сезонность, со всего двумя пиками продаж (на Новый год и летом), привела к тому, что не имевшие крупного капитала мелкие и средние фирмы тупо брали кредиты «под лето» (или «под ёлочку»), рассчитывая в сезон напродавать путевок и туров, сказочно обогатиться,  отдать долги и «жить долго и счастливо».

Естественно, в силу того, что «жизнь не только сладкий сон», у большинства «турбизнесменов» выручки хватало в лучшем случае на погашение долгов, а то и хуже – долги росли. Росла закредитованность, мыльные пузыри (или воздушные шары) надувались, ожидая любого толчка со стороны, чтобы лопнуть.

И лопнули. Причём сразу – фантастически, побив все поросшие мхом рекорды многолетней давности. Упал рубль, утянув за собой реальные доходы россиян. Потом началось феерическое «мирное вхождение Крыма в состав России», обернувшееся совсем не мирной войной в Донбассе и экономическими санкциями. В общем, источник дохода туроператоров – россиянин, жаждущий отдохнуть настолько, что ему не жаль денег – стал сохнуть и чахнуть. У него и средств теперь намного меньше, и желания оказаться «на клятой Гейропейщине», где «бендерофашисты» смотрят на него, как когда-то Ленин на буржуазию, заметно поубавилось.

А туроператоры – они же российские, они когда телевизор смотрят – мозг отключают, даже если это мировые новости. Сложить два и два было им не по силам. Да и веру в «святой авось» на голый телевизор не взять (даже с подключением к нему Интернета). И кредиты «под лето» продолжали браться даже тогда, когда стало ясно, что сезон, мягко говоря, не задался.

Итог известен – едва ли не каждая неделя прошедшего лета приносила очередное громкое известие о банкротстве нового туроператора, расцвечивая серые будни читателей приключенческими историями о спасениях туристов заграницей. Собственно, они продолжаются и до сих пор.

 

Прогнозы: счастье уходит за занавес

С середины августа, по сообщению Ассоциации туроператоров России, продажи упали на 35-40%. В сентябре самарцы зарезервировали в 3 раза меньше туров, чем за этот же период прошлого года. «Сейчас наблюдается спад глубоких продаж. Туристы очень настороженно бронируют «глубокие туры», выжидая, наблюдая ситуацию», - заявляет исполнительный директор фирмы «Самараинтур» Вера Бастракова.

Имеются в виду новогодние туры, традиционно приносившие самарским операторам около 650 млн рублей. Обычно их начинали покупать ещё в августе. Но в нынешнем году цифры операторов удручают – количество бронируемых туров в Европу упало на 40%. Эксперты, с пристрастием допрашиваемые региональными СМИ, довольно хмуры и предрекают «смерть большинству мелких фирм». Которая уже началась – истории с противостоянием областного Роспотребнадзора и «трех самарских фирм в одном флаконе («Самарские путешествия», «Самарские путешествия – С» и «Турбюро»)» уже достаточно нашумела в новостных лентах.

Сказались, естественно, и перечисленные выше общероссийские тенденции. Их «обрисовал» директор компании «Нико Турс Тольятти» Алексей Силантьев: «Многие потребители в этих условиях стали перераспределять свои расходы, по-иному расставлять приоритеты. По всей видимости, туристические поездки у некоторых людей оказались не в приоритете. Конкуренция среди туроператоров в последние годы нарастала. Для захвата большей доли рынка ряд операторов запланировали на 2014 год большие объемы и новые направления, под них заключили договоры с перевозчиками, отельерами, привлекая при этом кредитные средства, сформировали продукт и выдали на рынок. В итоге на рынке оказался переизбыток предложений со стороны туроператоров на фоне упавшего спроса».

 

Думы: экономическая политика и политическая экономика

Кстати, помимо падения рубля, доходов и ухудшения общей политической ситуации, серьёзный удар по отрасли нанёс запрет госслужащим выезжать на отдых заграницу. «Все-таки речь идет о четырех миллионах работников силовых структур», - замечает Алексей Силантьев.

Конечно, эту бы толпу, как и прочих «внезапно запатриотившихся» туристов-россиян можно было бы направить в нужное русло – то бишь, в туризм внутрироссийский. Но… С того-то статья и началась – туристический бизнес в России жил по законам «короткого хапка». Зачем вкладываться в развитие того, чего «днём с огнём» в России нету, а в любой зашуганной Турции или Греции навалом – сервиса? Проще ведь взять кредит, закупить кусочек той же Турции на лето и продавать его в розницу… И так длилось годами, в течении которых наши «местные достопримечательности» благородно разваливались без туристов.

Именно поэтому в нынешних условиях «покупать российское» – не вариант. «Есть масса экскурсионных программ по России – Нижний Новгород, Санкт-Петербург. В общем, в этом сегменте все очень неплохо. Но его нельзя сравнивать с направлениями массового пляжного отдыха. Объемы туристов здесь просто несоизмеримы», - признает директор компании «Нико Турс Тольятти».

Так что же делать самарским (вслед за российскими) туристическим фирмам? Ну, примерно то же, что советовал своим солдатам в 1812 году генерал Остерман-Толстой: «Стоять и умирать!». Потому что, как заметил главный редактор портала «Живая карта России» Олег Алексеев, «кредиты – это нормальная ситуация, только не в нашей стране, учитывая существующие процентные ставки».

Михаил Барклай