Еще в 2012 году, когда Николай Меркушкин появился в Самарской области, все стали ждать, что в регион придут его соотечественники. Подразумевалась экспансия «северных» компаний, передел рынка, крупные «отнятия» и «перераспределения» в их пользу. Однако спустя два года мордовский бизнес стал без особого шума занимать нишу, в которой в губернии крупных игроков нет, да и никогда не было – агропромышленную. Засекин.Ру уже писал о далеко идущих планах холдинга «МАПО» на счет трех птицефабрик и комбикормового завода. А нынче к этому «походу» присоединяются тамошние свиноводы.

 

Холдинг имени мамы

Может, это и отдает каким-то странным лубком, но судя по тому, насколько эта история растиражирована в Интернете, глава ГК «Талина» ее любит и всячески «продвигает». Группа компаний получила свое название по имени его матери. Точнее, по прозвищу – Татьяну Бирюкову в семье всегда звали Талинка-Малинка. И подросший сын, когда пришло время называть «корпорацию всей своей жизни», выбрал именно это прозвище.

Впрочем, карьеру свою Виктор Бирюков начал задолго до того момента, и получилась она у него не самой прямой. Стартовал он в середине 1980-х как бухгалтер-экономист в селе Атяшево, центре крупного агропромышленного комплекса, затем стал директором Райпо, позже – оптовой базы. Но финансы тянули назад, и в 1994 году Бирюкова сделали управляющим местного отделения Сбербанка, а в 1998 году перевели на пост руководителя отделения в Саранске.

Тогда-то в «жизнь и судьбу» Бирюкова вмешался Николай Меркушкин. Атяшевский комплекс «горел» после непрофессионального менеджмента и от непосильных долгов. И глава Мордовии решил назначить «рулевым» этого «агрария-финансиста». Бирюков согласился. Комплекс «подняли» по нехитрой, но эффективной в конце 1990-х схеме – завели «параллельное» ООО «Атяшевский», которое аккумулировало все активы, а на старый МПК повесили все долги.

Быстрый успех стимулировал новый этап карьерного роста – в 2001 году Бирюков становится замминистра правительства Мордовии по АПК. Но пока бывший глава «Атяшевского» занимался административной рутиной, у предприятия снова возникли сложности – на сей раз от слишком быстрого роста. Комплекс «прикупил» Саранский и Торбеевский МПК. И всем этим надо было грамотно управлять – махина никак не хотела запускаться сама.

Посему в 2003 году Бирюков из кресла замминистра вернулся в руководство холдинга, ставшего теперь ГК «Талина». Повыгонял доморощенных «манагеров», упиравшихся руками и ногами, нанял управленцев с опытом из столицы и других регионов, и приступил к строительству «колбасной империи». В итоге сейчас ГК «Талина» выпускает около 300 наименований продукции, и в нее входят более 30 предприятий в разных регионах страны (помимо Мордовии): в Забайкалье, в Алтайском крае, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Санкт-Петербурге, Москве.

 

Есть ли жизнь в «Поволжском»

А в то же самое время, когда «холдинг имени мамы» в Мордовии рос и ширился (вплоть до включения в 2008 году в «список системообразующих предприятий России»), южнее, в Самарской области, очередная «свиная империя» переживала «упадок и разложение».

Подробно Засекин.Ру уже писал о карьере Алексея Гриншпуна и о «деле его жизни» – компании «СВ-Поволжское». Посему лишь кратко. На пике процветания Гриншпун был хозяином «свинопоголовья» в 110 тыс. штук, и тоже грезил о министерском кресле. Но злая судьба познакомила его в том же 2008 году с величайшей несправедливостью человеческих отношений – оказалось, что набранные без меры кредиты нужно (и кто бы мог подумать!) отдавать. 

В итоге свиней в «СВ-Поволжском» давно нет (последних забили за долги в 2011 году), да и принадлежит оно (точнее, то, что не удалось продать бывшим владельцам для погашения долгов) с того же 2011 года кредиторам. Часть его – бывший элеватор в селе Кабановка, ставший центром строительства комбикормового завода – уже лежит «краеугольным камнем» в бизнесе еще одного «гостя с мордовских северов», холдинга «МАПО», занявшегося строительством «куриной империи» (о чем ранее тоже писал Засекин.Ру). А остальное ветшает, пустеет и ждет новую «хозяйскую руку».

 

Свиньи как начало

И вот империя мордовская появилась на развалинах империи самарской. Еще два года назад, в 2012-м, Бирюков посетил нашу губернию и тщательно осмотрел хозяйство «СВ-Поволжского» – под видом «стороннего эксперта, приглашенного для аудита».

Но тогда то ли что-то ему не понравилось, или (возможно, точнее всего) позиции только что назначенного его «босса и друга» Николая Меркушкина еще не были так прочны и надежны, чтобы гарантировать главное условие для успешного бизнеса в нынешней России – «прикрытие сверху». В общем, так, или иначе, но информация о том, что «Талина» начнет выкупать «СВ_Поволжское» для организации собственного производства «уже в марте», появилась лишь сейчас.

И вот что во всем этом настораживает. Свиноводство в губернии лежит и не встает – остается лишь радоваться, что сторонний крупный инвестор решил-таки в него вложиться. Но закавыка (она же собака зарыта) в том, что стратегией «Талины» всегда был «полный цикл»: от выкупа земли под производство до организации собственной сети сбыта.

А как раз сбыт мясной продукции в Самарской области, в отличие от свиноводства, развит давно, сильно и «свой». Мясокомбинаты, в отличие от птицефабрик, работают исправно, и продукцию «неродного производителя» можно встретить разве что в крупных магазинах – и то она там будет соседствовать с местными брендами.

Но как бы ни были крупны самарские мясопроизводители, боюсь, что с таким «трансрегиональным» монстром, как «Талина», им не справиться. Особенно если учесть прекрасные личные и деловые (они же давние) отношения Бирюкова и Меркушкина.

В общем, «мясным баронам» Самарского края в пору задуматься – не пришел ли «король»…

Дмитрий Копалиани