Западные автоконцерны продолжают уходить из России, оставляя местных производителей без инвестиций и комплектующих. Власти взамен обещают стране «технологический суверенитет» и даже возрождение советских брендов «Волга» и «Москвич». Автозаводы тем временем останавливают производство, отправляют сотрудников в вынужденный отпуск и думают, чем заместить «санкционку». Тольяттинский АвтоВАЗ, оставшись без Renault, перезапустил версии своих моделей без подушек безопасности и ABS и продолжает искать альтернативных поставщиков в Республике Беларусь и Китае. Бывший президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков рассказал «Засекину», к чему может привести кризис.

– Юрий Кузьмич, АвтоВАЗ сумел перезапустить одну из сборочных линий, с которой теперь сходит Lada Granta. На очереди упрощенные варианты Niva. Это тактика на ближайшее время? И нужны ли такие машины рынку?

– Это, естественно, вынужденная мера в условиях нехватки комплектующих, но рынке после ухода иностранцев огромный дефицит, и он это дело очень быстро проглотит. Сейчас большой ажиотаж на вторичном рынке, а это будут все-таки новые машины. Я знаю, что дилеры их ждут. Ничего страшного и нового для завода не происходит.

– Новое руководство компании заявило о курсе на «технологический суверенитет», пообещав даже построить новую собственную платформу. Это вообще реально? И означает ли это, что вместо поставщиков, связанных с Renault-Nissan, на завод вернутся местные, которых французы выгнали за низкое качество и нестабильные поставки?

– Это декларации, малоосуществимое желание начальства. Вообще, пусть сначала Путин, Чемезов и Комаров вернут свои ордена Ордена почетного легиона, а потом уже поговорим о суверенитете.

Но даже если будет предпринята попытка реанимировать старых поставщиков, это дело небыстрое. Как минимум в ближайшие месяцы будет лихорадка с поставками. Возможно, будут искать альтернативу в Китае, но это означает построение новой логистики.

– Переориентация на Китай – это уже не совсем суверенитет…

– Именно. Но куда деваться? Придется экстренно искать варианты, чтобы сохранить рабочие места.

– В сделке по выходу Renault прописан опцион, право обратного выкупа своего пакета в течение 6 лет. То есть французы не хотят сжигать мосты…

– Ну прописали – и прописали. Надеяться на возвращение французов не стоит, об этом не будут даже говорить пока идет спецоперация на Украине. По большому счету ситуацию в автопроме может изменить только общая смена политического вектора государства – так думают многие бывшие и нынешние управленцы завода. Другое дело, многие опасаются говорить против квазипатриотической «линии партии». Сейчас вообще очень опасно говорить правду. И потом, если что-то получится с реальной локализацией производства, честным импортозамещением, Renault тут делать уже будет нечего.

– Может быть, у нового руководства что-то получится с импортозамещением?

– Управленческие кадры вообще наша главная проблема. Что в правительстве, что в автобизнесе очень мало людей, способных работать на страну, а не на собственный карман. Оценивать новых вазовских управленцев пока рано. Возглавивший совет директоров Мантуров, конечно, министр [промышленности и торговли], обладает лоббистским ресурсом. Но чего он добился в авиапроме? На мой взгляд, слабое назначение.

– Тогда выход один: искать нового стратегического партнера (в том же Китае) и иностранного менеджмента…

– Ну какие сейчас партнеры? Китайцы слишком мудрые люди, чтобы лезть в эту кашу. Они наблюдают, наращивают свое производство, и улыбаются, глядя на наш автопром. Хотя я бы не исключал, что в будущем они захотят войти в капитал если не самого АвтоВАЗа, то его поставщиков, если увидят возможность заработать.

– При всей разнице в генезисе, можно ли сравнить этот в автопроме с обвалом 2008-2010 годов – по глубине и возможному хронометражу?

– Эти сравнения в пользу бедных. Сменилось время, поменялись люди на заводе. Вы знаете, как долго будет длиться «спецоперация»?

– Конечно, нет.

– Вот и я не знаю. Ситуация непредсказуемая.

– Возможна ли новая серия «оптимизации штатной численности» в условиях падения производства?

– Пока людей сокращать боятся. Не только из-за угрозы социального недовольства, но и из-за риска безвозвратной потери кадров, которые просто не вернуться на завод. В 2009 году так и было.

Но я знаю, что настроения в трудовом коллективе сейчас тягостные. После перехода на четырехдневку заработки упали, будущее в тумане. Напряжение пока скрытое, люди не выражают недовольства. Но общий пессимизм чувствуется.

– Какую-никакую зарплату, тем не менее, людям надо платить. Опять расчет на государство?

– Да, вся надежда на то, что государство будет вынуждено помогать заводу.

Антон Здобнов