Конфликт малоизвестного поставщика медоборудования ООО «Алькар» с ГКУ СО «Самарафармация» может оказаться частью большой информационной кампании, направленной на региональный минздрав и рынок госзакупок в области здравоохранения. Задействованы в ней не только ресурсы медиахолдинга АДС «Волгапромгаз» и статус депутата Госдумы Андрея Лугового, но, похоже, и региональные силовики. Компания Натальи Добровой, выступившая своего рода информационной «торпедой», спустя три месяца после расторжения контракта, с удовольствием забрала оборудование, ставшее камнем преткновения, а вот претензии в арбитражный суд и заявление в прокуратуру забирать не спешит. Заинтересованные наблюдатели не исключают, что более крупные игроки рынка могли сделать бенефициарам небольшой компании предложение, от которого было невозможно отказаться.

Информационное давление на руководство самарского здравоохранения присутствовало всегда. Но в последние месяцы усилилось. В частности, в середине марта стало известно об обращении в Генпрокуратуру депутата Андрея Лугового, который полагает, что раскрыл преступление века на сумму около 250 тысяч рублей. «Масштабное» дело растиражировали СМИ, первым из которых стало «Самарское обозрение», которое связано с АДС «Волгапромгаз» (ВПГ).

Весть об уголовном преследовании руководства ГКУ «Самарафармация», которое пытается инициировать компания «Алькар» тольяттинской предпринимательницы Натальи Добровой, так же впервые появилась в издании ВПГ со ссылкой на прокуратуру Самарской области. После них информацию растиражировали и другие СМИ.

История началась летом прошлого года, когда «Самарафармация» разместила аукционную документацию на сайте ЕИС на приобретение аппаратов ультразвуковой диагностики (УЗИ) для 11 медучреждений по всему региону. По результатам торгов победителем оказалось ООО «Алькар», и в июле ГКУ заключило контракт с фирмой. К октябрю 2021 года, после осуществления поставки в медицинские учреждения, был произведён предварительный ввод аппаратов УЗИ в эксплуатацию для проверки работоспособности.

В э то же время заказчик определил, что поставленная им аппаратура не соответствует характеристикам и подтвердила несоответствие товара требованиям, заявленным в аукционной документации, экспертизой АНО «Северо-западный альянс судебных экспертов». По этой причине «Самарафармация» отказалась подписывать акт об исполнении обязательств. Поставщику дали время на устранение выявленных несоответствий.

Однако «Алькар» свою ошибку не исправил. Таким образом, «Самарафармация» попросту не имела никаких правовых оснований перечислить средства налогоплательщиков фирме. Контракт был расторгнут ГКУ в одностороннем порядке, процедура расторжения подтверждена заключением ФАС по СО. Чиновники попросили вывезти поставленную технику, однако руководство «Алькара» ответило отказом. Аппараты УЗИ остались на ответственном хранении у учреждений здравоохранения на неопределённый срок, откуда собственник мог беспрепятственно забрать их в любой момент, но не делал этого.

В настоящее время в Арбитражном суде Самарской области продолжается рассмотрение иска ООО «Алькара» к ГКУ «Самарафармации» о признании расторжения контракта незаконным. Однако, фирма решила не ограничиваться решением конфликта в гражданско-правовой плоскости и пошла дальше — в прокуратуру. Силовики завели уголовное дело о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности (статья 169 УК РФ).

Прокуратура Самарской области оперативно опубликовала пресс-релиз о возбуждении уголовного дела, а СМИ холдинга ВПГ опубликовали подробности, которых не было в официальной информации надзорного органа. Началась информационная атака на ГКУ.

Любопытно, что при этом из вида были упущены важные детали, косвенно указывающие на искусственность повышенного внимания к данному эпизоду.

Так, к примеру, нигде не указано, что после начала спецоперации в Украине, когда цены на всё — в том числе на медицинскую технику — резко взлетели, «Алькар» поспешил уведомить «Самарафармацию» о том, что фирма (сюрприз!) готова забрать УЗИ. Документ поступил в ГКУ 17 марта, а уже через неделю последняя единица медтехники была возвращена «Алькару».

Таким образом, фирма получила возможность продать медицинскую технику, причём по более выгодной на сегодняшний день цене – в два, а то и три раза дороже.

При этом с «Алькара», по неофициальной информации, медучреждения не стали взимать какие-либо деньги за ответственное хранение аппаратов УЗИ, которое понадобилось из-за отказа фирмы забрать своё. То есть, фактически предоставили коммерческой компании бесплатный склад на несколько месяцев.

Примечательно, что по сути исчерпанный конфликт (оборудование забрали, акты передачи – возврата подписаны) остаётся не только в информационной, но и в уголовно-правовой плоскости.

Хотя в рамках уголовного дела, изъятие у медучреждений вещественных доказательств (аппаратов УЗИ) должно было производиться правоохранительными органами, а не инициатором уголовного процесса.

По мнению заинтересованных наблюдателей, линию поведения с привлечением прокуратуры и инициированием уголовного преследования руководству ООО «Алькар» могли подсказать сами представители силовых ведомств. Видимо, у компании Натальи Добровой есть веские причины не игнорировать советы правоохранительных органов.

Этот эпизод хорошо укладывается в сценарий информационного давления, которое сейчас осуществляют заинтересованные группы и на «Самарафармацию», и на региональный Минздрав, и на руководителей отдельных учреждений здравоохранения Самарской области.

Стоит отметить, что СМИ и силовики чудесным образом обходят стороной руководителя ТФОМС по Самарской области Владислава Романова, чью роль в распределении бюджетов и контроль за эффективным использованием сложно переоценить.

Андрей Федоров