19 ноября Ленинский районный суд отменил приказ об увольнении из фонда бывшего замгендиректора Максима Федорова и восстановил его в должности. Сам «фигурант» признался, что, с одной стороны, работать с капремонтом хочет, а с другой – никак не представляет себе, что ему там делать «в нынешней системе координат».

 

Спор по поводу блаженного Августина

Суть конфликта, произошедшего в июне нынешнего года, покрыта романтическим флёром тайны. Официальные причины увольнения Фёдорова ссылались на статью ТК РФ, живописующую то, как «в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин своих трудовых обязанностей, имеющего дисциплинарное взыскание» он (работник) перестал соответствовать высокому и почетному званию сотрудника фонда. Сам Федоров высказывался о том, что у него-де «была своя принципиальная позиция по капитальному ремонту и по форме его осуществления, и она расходилась с позицией генерального директора». В общем, наверняка можно было в этой ситуации утверждать лишь вслед за Арамисом, что они «поспорили насчёт одного места из блаженного Августина».

Впрочем, «третьи лица» вскоре слегка приподняли завесу. Друг и покровитель Фёдорова, депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев 11 августа 2014 года в эфире телеканала ГТРК «Самара» в телепередаче «На связи с губернатором» задал вопрос: «Чем закончилась проверка прокуратурой наличия в штате Фонда капитального ремонта принятых Чибисовым А.С. «мёртвых душ», которых никто из непосредственных руководителей не видел, но зарплату которые исправно получали?». Эти слова стали тогда причиной «моральных страданий, выразившихся в появлении бессонницы, нервных срывов, упадка настроения и самооценки, а также общего стрессового состояния» гендиректора СФОКС Андрея Чибисова – именно так всё было описано в поданном в суд исковом заявлении о взыскании морального вреда. Точнее, Чибисов сообщил в СМИ, что подал иск, но информация сия впоследствии не подтвердилась, и никакого разбирательства не было. Осталась лишь ирония прокомментировавшего ситуацию юриста Олега Казачека («Я считаю, что чиновник такого уровня должен более спокойно реагировать на подобные высказывания»), да констатация факта – Матвеев и Чибисов «в контрах», из-за чего и пострадал Фёдоров (который, скорее всего, и был тем «непосредственным руководителем», который не видел «мёртвых душ»).

 

Капитальный недосбор

Итак, Фёдоров возвращается в «логово врага». Будут ли его там терпеть, или снова попытаются изгнать – вопрос интересный, но праздный, ибо ответ на него даст время. Куда интереснее нынешнее состояние фонда и вообще «вопроса» с капремонтом в Самарской губернии. Сам Фёдоров бросил туманную фразу: у него «осталось желание работать в системе капремонта и добиться в этой сложной сфере каких-то результатов. С другой стороны, в сложившейся системе координат, в которой рулит Чибисов, достичь реальных результатов практически невозможно».

Так что же происходит с капремонтом? Да практически ничего не происходит. Буквально. «Засекин» уже писал о «честном» признании замглавы Тольятти Сергея Анташева о том, что «план капитального ремонта многоквартирных домов в Тольятти фактически сорван. Во втором по величине городе губернии из 238 запланированных объектов полностью отремонтированы только три» (это было заявлено 9 сентября). И тольяттинские политики продолжают «вопиять в пустыне». Депутат гордумы Максим Васильев в конце октября написал в Twitter: «Ужас: собираемость взносов на капитальный ремонт в Тольятти за август только 15%». Его коллега Максим Гусейнов был еще более категоричен: «Надо сначала показать, что программа работает. А по факту мы видим выполнение этой программы всего на 5%».

Ну и всё тот же Матвеев заявил 31 октября: «…К концу августа Фонд капремонта Самарской области, гендиректором которого трудоустроен московский приятель министра ЖКХ Крайнева Чибисов, должен был по плану отремонтировать около 600 домов, в реальности же отремонтировал чуть больше 10. Также по плану Фонд капремонта должен собирать ежемесячно около 200 млн рублей платежей населения, по слухам (информацию уточняю), собираемость где-то на уровне 15-20%».

 

А вы, друзья, как ни садитесь?..

Ну и давайте уж (раз пошла такая пьянка) напоследок подумаем над таким вопросом – изменится ли что-либо кардинально в работе Самарского областного фонда капитального строительства даже не от возвращения одного Максима Фёдорова (который снова будет «сливать инфу» Михаилу Матвееву), а если его сплошь засадить фёдоровыми и матвеевыми? Мой личный ответ – вряд ли. Потому что в основе его (фонда) работы лежит принцип, который пока не работает (уж пардоньте за каламбур). Население должно само платить за капремонт – население за него не платит.

В самарских СМИ уже появились «репортажи» о том, как пенсионеры на почте отказываются платить за капремонт, требуя вычесть его стоимость из квитанции. И правы они даже не в том, что, скорее всего, не доживут (теперь пардон за мой цинизм) не то чтобы до капремонта – могут и до суда из-за неуплаты не дотянуть, так зачем себя еще туже ограничивать? Правы они могут быть ещё и в том, что за их деньги на самом деле никто ничего не гарантирует.

Вот, например, что произошло в одном из домов Тольятти. Ещё в сентябре общее собрание жильцов по ул. Горького, 31 посетил подрядчик, который взялся за капитальный ремонт дома. Было обещано, что, помимо ремонта отопления и стояков, в квартирах поменяют унитазы и смесители, проведут работы по водяной разводке. Всего будет потрачено почти 3,5 млн рублей. Жильцы обрадовались, но на прошлой неделе собрание состоялось снова – от части работ подрядчик отказался, аргументируя это тем, что региональный фонд капитального ремонта не согласовал замену унитазов, смесителей и ремонт водяной разводки. Правда, в фонде обратившимся туда журналистам сказали, что «такого не может быть!». И теперь жильцам нужно ждать специалиста из Самары для «разъяснительной беседы». А вы говорите – капитальный ремонт…

 

Дмитрий Копалиани

Фото Николая Нестеренко (РГ)