Правительство РФ «нашло» способ борьбы против роста цен на продовольствие, порожденного «ответными санкциями» злокозненному Западу. Основную роль (можно даже сказать, скрипку) должны сыграть региональные правительства. А руководство Самарской области уже создало специальный орган – пока для «надзора» за ценами. Правда, эффективность всех этих средств мировая история вкупе с экономической наукой ставит, очень мягко говоря, под серьёзное сомнение.

 

Максимум или смерть

Во времена Великой французской революции жители крупных городов (потому что у крестьян «всегда припрятано», иначе они просто исчезнут, как класс) столкнулись с сильным дефицитом продовольствия. Из-за войны со всем миром (и соответствующего «скукоживания» экспорта и импорта), безудержной и бесконтрольной инфляции, уравнительной политики властей и гонений на финансовый и производственный капитал в стране «внезапно стало нечего кушать».

Ну, это мы с вами теперь знаем про инфляцию и всё остальное – историки за 200 лет объяснили. А тогдашних парижан такое «внезапное» исчезновение хлеба и прочего «перекуса» удивило, озадачило и встревожило. На вопрос же «кто виноват?» они дали самый любимый со времен фараонов и ассирийских царей по сей день ответ – хлеб «зажали» перекупщики-спекулянты (это любимое ещё советским народом слово употребляли уже тогда, и примерно в том же значении), чтобы взвинтить цены и продавать его задорого. Возможно, французская экономическая мысль того времени просто не могла дать более вменяемого ответа (сочинения Адама Смита были написаны «этими англичанами», а французы всегда славились своей нелюбовью к Англии и ко всему, что из нее исходило). А может, усиленное истребление на гильотине всех «светлых умов» уже привело к тому, что отвечать на подобные вопросы стало просто некому.

В общем, мысль о «спекулянтах-кровососах» дошла от народа до власти – Конвента (это как Госдума, но положение «осложнялось» тем, что ни Путина, ни даже поста президента в стране тогда не было вообще). И депутаты оного решили отрубить «гидре» голову одним махом – приняли «закон о максимуме», которым устанавливались предельные цены на продукты питания и первой необходимости. Торговцы, отказывавшиеся продавать товары по этим ценам, как и те, кто продавал по ценам выше, обрекались «всей полноте народного гнева» и должны были «понести высшую степень революционной справедливости»…

 

Чиновничья голова против «невидимой руки»

Оставим на время французскую революцию (там было ещё много всего интересного). И возвратимся в наше время. Новостные ленты пестрят «благой вестью» – правительство России нашло «секретное» оружие против роста цен. Цитирую РБК: «Чтобы стабилизировать цены и «предупредить спекулятивные эксцессы», министерство [сельского хозяйства] разработало проект постановления, разрешающего регионам заключать с производителями и торговыми сетями соглашения, которые предусматривают мероприятия по поддержанию цен на отдельные виды продукции». В переводе на «понятный русский», правительства регионов должны «поймать» сельхозпроизводителей и ритейлеров, усадить их за стол и заставить подписать «клятву на крови», что они не будут повышать цены на свою продукцию.

Сейчас этот судьбоносный документ находится на стадии согласования в правительстве РФ. Но «на местах» люди тоже сложа руки не сидят. Еще на прошлой неделе, 19 августа, врио губернатора Самарской области Николай Меркушкин на встрече с избирателями Октябрьского района Самары рассказал о созданной правительством области специальной комиссии, которая будет заниматься мониторингом цен на продовольствие. Об этом же он заявил в понедельник, 25 августа, во время прямого эфира на радиостанции «Вести FM». Так что «структуры» уже есть, дело за полномочиями.

 

Грабли для забывчивых

И всё бы ничего, но федеральные СМИ успели вспомнить, что подобные меры в России уже применяли, и не так давно. Проект соглашения схож с тем, что было подписано между ритейлерами и производителями в октябре 2007 года. Тогда правительство в преддверии президентских выборов проводило масштабную кампанию по сдерживанию роста цен на продукты питания. Кабинет министров Виктора Зубкова договорился с крупнейшими производителями и торговыми сетями о том, что до конца года не будут повышаться цены на ржаной и пшеничный хлеб, яйца, растительное масло, молоко и кефир. В начале 2008 года действие программы было продлено до 30 апреля. Но в конце марта Зубков признал замораживание цен неэффективным, и от их искусственного сдерживания решено было отказаться. По данным Росстата, с октября 2007 года по май 2008-го цены на продукты, попавшие в число «замороженных», выросли на 5-27%.

Зачем чиновники наступают даже на те же грабли, которые могли остаться даже в самой маленькой оперативной памяти (всего-то 7 лет, чего там про французскую революцию…)? Тут, как в анекдоте про блондинку и динозавра, «50 на 50» – либо не помнят, либо помнят, но ничего умнее в голову не приходит. Вариант «они в вузе экономику прогуливали» позвольте не учитывать – вещи, которые тут написаны, знают нынче даже школьники.

Кстати, в Самарской области ситуация осложняется тем, что, как заявил Меркушкин все на том же прямом эфире, самостоятельно себя она может обеспечить продовольствием лишь на 50%, и ей нужна «помощь других регионов». Ну ладно, «по старой дружбе» с мордовскими поставщиками врио губернатора договорится. Но как «влиять» на производителей Татарстана, Саратовской или Белгородской области? Какими аргументами можно их заставить подписать «клятву продуктёра»?

В общем, совсем эти планы меня не успокоили, скорее даже наоборот. Потому что я, помимо прочего, ещё и знаю ответ на вопрос «а чем оно там всё закончилось во Франции?». Печально там всё закончилось, господа-товарищи, очень печально…

Михаил Барклай