В федеральных и муниципальных СМИ прокатилась информационная волна – в Шенталинском районе может случиться «канализационная катастрофа». Местные чиновники пугают заезжих депутатов затоплением отстойников с «жидкими ТБО» и «попаданием всего этого» в систему водоснабжения. Остановить этот Апокалипсис может лишь субсидия на создание в районе «нормальной» системы канализации и очистных сооружений. Но комментарии экспертов рисуют «немного другую» картину…

 

ТБО замедленного действия

Несколько дней назад одно «в принципе солидное и более-менее уважаемое» федеральное информагентство разместило материал «В Самарской области Шенталинский район грозит канализационной катастрофой». Поскольку агентство федеральное, а тема местная, сюжет был растиражирован примерно десятком губернских сайтов и блогов – иными словами, «выхлоп» удался, и «волна пошла».

О чем же был материал со столь интригующим названием? Он рисовал тревожную и напряженную ситуацию, сложившуюся в Шенталинском районе, куда с выездным заседанием комитета по ЖКХ, ТЭК, нефтехимии и охране окружающей среды приехали депутаты Самарской губернской думы. Перед ними выступил глава района Анатолий Кириллов, который буквально ошарашил присутствовавших, сообщив, что Шенталинский район – единственный в области, в котором нет «нормальной» канализационной системы. «Жидкие ТБО (именно так! – прим. авт.) сливаются в выгребные ямы, а оттуда вывозятся в пруды-испарители. Руководство района всерьез обеспокоено тем, что весной во время таяния снега пруды могут переполниться, и вместе с вешними водами в реки и ручьи потекут и отходы. А это может привести к серьезной экологической проблеме».

Естественно, что в сложившейся ситуации власти района почти как Юрий Деточкин, «виноваты, но не виноваты». Они уже давно просят денег у областного правительства на возведение «человеческих» очистных сооружений. Но упрямые и явно не боящиеся «канализационной катастрофы» чиновники областного Минэнергетики и ЖКХ усмотрели в представленной им из района проектно-сметной документации «перебор» на 130 млн рублей. Что и повторила присутствовавшая на выездном мероприятии представительница ведомства Ирина Былинкина.

В чем проблема, спросит нетерпеливый читатель – сократите смету на 130 млн, и всё в порядке. Видимо, потому читатель и нетерпеливый, что не представляет себе правил, по которым чиновники играют в бюрократические игры. Для переработки проекта требуется заново произвести проектно-сметные работы, которые совсем не бесплатны, и очень недешевы – около 7-8 млн руб. Которые, грустно резюмировал Кириллов, в его дотационном районе на дороге совсем не валяются…

Впрочем, всё закончилось «почти хорошо». Депутаты «пообещали походатайствовать», Кириллов был рад, что «все всё наконец-то своими глазами увидели», и даже (видимо, на радостях от грядущего ходатайства парламентариев) пообещал-таки постараться изыскать средства на переделку сметы. То есть, не сегодня, не завтра, но где-то в обозримой перспективе заслон «разжижению ТБО» в Шенталинском районе будет поставлен…

 

…и не в «очко», а в преферанс

Признаюсь, грешным делом, что и меня поначалу перспектива «канализационной катастрофы» заинтриговала, а картина «разжиженных ТБО», низвергающихся в ручьи и реки, кое-какие места моего воображения поразила. Потому и пришлось прибегнуть к золотому журналистскому правилу – пообщаться со специалистами.

И специалисты (сохраним их анонимность – они еще не раз могут пригодиться) «из числа близких к» областному правительству, заставили меня вспомнить старый анекдот про то, как «не сто тысяч, а сто рублей, и не в «очко», а в преферанс, и не выиграл, а проиграл». Начнем с того, что «безканализационный» Шенталинский район далеко не так уникален, как хотел бы представить его глава. Все районы «северного куста» – Камышлинский, Клявлинский, Сергиевский – тоже не имеют никакой особой канализации, и в них так же все «жидкие ТБО» сливают в выгребные ямы, и далее по описанной схеме.

Очистные сооружения построены лишь в Исаклах, но и там их не эксплуатируют. По самой банальной причине – нет средств. Потому что канализация – немного не забор, который поставил, и он стоит. Очистные сооружения нужно обслуживать – требуются специалисты «узкого профиля», например, химики, работающие с реагентами (и знающие, где их можно достать, и желательно подешевле). А Исаклинский район – он тоже дотационный, и особых средств на оплату труда таких кадров не имеет. Вот и продолжает, как все соседние муниципалитеты, «мариновать» отходы в выгребных ямах и прудах-отстойниках.

 

Политическая информация

Так что Анатолий Кириллов, так упорно добивающийся выделения ему средств областного и федерального бюджетов, попросту рискует повторить судьбу своих соседей из Исаклов – нет в Шентале никаких особых преимуществ, чтобы изыскать даже после строительства очистных сооружений немалые суммы на их содержание и оплату труда специалистов.

К чему же тогда этот «информационный шум»? Возможно, к тому, что у избранного в 2009 году Анатолия Кириллова близится к концу срок полномочий. И если он хочет «продлить пребывание», то ему очень не помешает строительство каких-нибудь издалека заметных «пирамид Хеопса» (на роль которых почему бы и не подойдут очистные сооружения?). Это можно и в заслугу себе поставить, чтобы сделать активом на выборах. А можно и «погреть руки» на «стройке века», обеспечив себя «выходным пособием» на случай неудачи.

Правда, если верить нашему источнику, в областном правительстве Кириллов «совсем не котируется», и сохраняет свое кресло лишь по двум причинам. Во-первых, «более-менее достойной» кандидатуры ему на замену у Николая Меркушкина пока нет. А во-вторых, «северный медвежий угол» настолько далек от «магистральных путей» губернской политики, что думать о том, кто заменит Кириллова, в «Белом доме» начнут никак не раньше, чем за два-три месяца до выборов. Недосуг, как говорится.

Дмитрий Копалиани