Региональная элита в очередной раз заговорила о Самарско-Тольяттинской агломерации. Сперва мэр Самары упомянул о «неизбежно-перспективном слиянии». Затем губернатор «идею поддержал», за ним – мэр Тольятти. А на днях даже появился проект, который поучаствует в федеральном эксперименте. В ожидании больших денег, разумеется. Хотя на основной вопрос как самарцев, так и тольяттинцев («а оно нам надо?») внятного ответа пока никто так и не дал.

Агломерировали-агломерировали…

Как всегда и везде в этой жизни, «двигателем процессов» стали деньги. Минрегионразвития РФ готовит пилотный проект по городским агломерациям. В федеральном бюджете на эти цели предусматриваются средства, и в губернии поспешили «приступить к  освоению» – разработке программы развития Самарско-Тольяттинской агломерации. В пятницу председатель правительства области Александр Нефедов провел первое заседание рабочей группы, в которую вошли руководители министерств, представители муниципалитетов, «экспертного сообщества и общественности». Для самых непонятливых вице-губернатор задачу предельно конкретизировал: «Наша основная задача – обеспечить участие Самарской области в пилотном проекте Минрегиона». Разработкой программы занимаются областные Минстрой и Минэкономразвития, а также ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп».

Впрочем, тема не нова, и в губернских СМИ уже всплывала, ибо Минэкономразвития РФ продекларировал свои намерения заранее. В декабре прошлого года о «большом потенциале агломерации» высказывались губернатор Николай Меркушкин и мэр областной столицы Дмитрий Азаров. Правда, они ограничились тогда общими словами о «важности интеграции» и о том, что «есть такой проект». В феврале уже текущего, 2013 года, на ту же тему и в том же ключе высказался мэр Тольятти Сергей Андреев. Но в его в целом благодушных словах уже прозвучали нотки опасливого предостережения: «Тольяттинцам нужно не противопоставлять себя областной столице».

А 30 июля состоялся даже «круглый стол по проблеме», на котором глава регионального Минэкономразвития Александр Кобенко произнес феерическую (по моему скромному мнению) фразу, которую можно только привести целиком и не комментировать (чтобы не погрязнуть в комментариях): «Мы понимаем, что нашим крупным городам все равно надо развиваться в какие-то стороны. И если они будут развиваться в направлении друг друга, это будет, на наш взгляд, наиболее верным вектором. Понимание агломерационного развития будет двигать нас к тому, как правильно планировать территорию региона».

В общем, переводя на доступный пониманию язык, «появилась тема на столько-то лимонов», и ее надо «поднять».

С чем её едят

Однако «в суете вокруг бюджета», кажется, то ли региональным, а то ли и федеральным правительством «потерян ребенок» – проигнорированы главные принципы, по которым определяются агломерации. Вот основные критерии:

  • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру города) без существенных разрывов в застройке;
  • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий, лесов;
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) — не менее 10-15% от числа трудоспособного населения, проживающего в городах и поселениях агломерации, работают в центре основного города.

Невооруженным взглядом заметно, что если какие-то условия и существуют «промеж Самары и Тольятти», то только второе, хотя и тут 100-километровая «дыра» между городами особого оптимизма не внушает. Она же дает резко отрицательный ответ по первому пункту. А отсутствие хоть каких-нибудь значительных групп самарцев, ездящих в Тольятти, или тольяттинцев, посещающих Самару, для работы – факт очевидный.

Собственно, некоторых чиновников это всё же смущает. Они постоянно пытаются говорить о «полицентрической агломерации». «У нас необычная агломерация - полицентрическая, или двухъядерная, хотя и не все исследователи разделяют эту точку зрения. Наша агломерация уникальна, и в этом наше преимущество», - заявляет ректор СГЭА Габибулла Хасаев.

Но полицентрическая агломерация, или конурбация – это всего лишь наличие двух или более центров, для каковых всё равно работают перечисленные выше условия. Которых в ситуации «Самара – Тольятти» просто нет: достаточно вспомнить, что проезд из одного города в другой автобусом стоит более 200 руб. То есть, поездка «туда-обратно» обойдется обывателю от 450 руб., плюс необходимость перемещаться по самим городам. Такие цены вряд ли стимулируют кого-то ездить ежедневно на работу и обратно.

Об этом же резко и зло написал один из тольяттинских блоггеров в обсуждении новости: «Ещё у нас любят рассказывать сказки про высокоскоростное железнодорожное сообщение между Самарой и Тольятти. В реальной жизни скоростного, а тем более высокоскоростного железнодорожного сообщения не будет. На существующей ветке оно технически нереализуемо, а на строительство принципиально новой железной дороги денег нет».

Ну и еще один показательный пример – тольяттинцам было не лень пролоббировать, создать с нуля и постоянно обеспечивать всем необходимым Тольяттинский университет, чем учиться в многочисленных самарских вузах, куда люди приезжают даже из соседних областей.

Один плюс один не равно два

И если не с научной, то хотя бы с чиновничьей точки зрения проект «надо брать» (федеральные деньги можно вложить в инвестиции и инфраструктуру), то в бытовом и социокультурном плане, пожалуй, нет двух городов, более нерасположенных к какому-то объединению.

Самарцы всегда отдавали должное энергичности и мобильности тольяттинцев, но именно поэтому считали их людьми недалекими и склонными сперва действовать, а затем думать. На это обычно накладывается еще и «столичный снобизм», помноженный на «нашему городу 430 лет, а ихний в прошлом веке приезжие со всей страны построили». Говоря образно, «самарское время» течет медленнее «тольяттинского».

Тольяттинцы же всегда возмущались тем, что «самарские на наши налоги живут и нас же не уважают». И на протяжении 1990-2000-х проекты создания «Тольяттинской области» всплывали с завидной регулярностью. О культурной же «оппозиции» автору этих строк наиболее яркую фразу сказал экс-мэр Тольятти Сергей Жилкин в начале 2000-х: «Вот у вас в Самаре павильоны на остановках стеклянные стоят? А у нас бьют! Мимо пройти не могут!»

Когда же АвтоВАЗ перестал быть «неиссякаемой кормушкой», озлобленность только возросла. Самый свежий пример «обоюдной любви» – скандальные плакаты «Хватит кормить Самару!» и «Наши девушки красивее самарских!», которыми кандидат в депутаты (а теперь уже и депутат) Самарской губдумы Михаил Маряхин завесил изрядную часть города во время выборов в 2011 году. Самарские блоггеры тогда ему изрядно отомстили, «попеределав» в фотошопе эти плакаты и лозунги (самый «приличный» вариант – «У нас длиннее, чем в Самаре»).

Дмитрий Копалиани