Бывший когда-то «флагманом сызранской экономики» и градообразующим предприятием, «Пластик» стоит нынче, без преувеличения, на пороге банкротства и закрытия. Руководству компании буквально на днях удалось, кажется, договориться о мерах, которые в ближайшей перспективе «отсрочат неизбежное». Но путей выхода из длительного системного кризиса пока так и не видно.
Бывший гигант
Во времена оные завод «Пластик» смело можно было называть градообразующим предприятием – над изготовлением самых разнообразных комплектующих для АвтоВАЗа в 2002 году трудилось примерно 7,2 тыс. человек. Огромная территория, большие корпуса, перспективные планы расширения сотрудничества с автогигантом-монополистом…
Увы, но вместо «светлого будущего» именно тогда же на нем начались первые сокращения. Спустя 9 лет, в 2011 году, там уже работали всего лишь около 4750 человек. Прошедшие же с тех пор два года оказались для предприятия самыми печальными – ныне на «Пластике» заняты всего примерно 2700 человек, но даже среди них не перестают циркулировать слухи о грядущих массовых сокращениях (завод уже перешел на четырехдневку).
Не впечатляют и финансовые показатели – при выручке от продаж в том же 2011 году, составлявшей 6,4 млрд руб., чистая прибыль составила всего около 10 млн. руб.
Тонем вместе
Главная причина плачевного состояния ОАО «Пластик» не является страшной тайной. Еще в 2009 году нынешний его руководитель, Максим Симонов (сын небезызвестного Владимира Симонова) выдавал в интервью сызранской газете «Волжские вести в субботу» такие фразы: «ОАО «АВТОВАЗ» — наш базовый партнер, 70% всех автокомпонентов мы производим для него. Меня теперь часто спрашивают, почему бы не диверсифицировать потребителя. Зачем? Ведь наш завод и создавался как спутник ВАЗа. «Пластик» с автозаводом связан одной кровеносной системой, и выживать эти предприятия будут вместе».
С тех пор ситуация не сильно изменилась – АвтоВАЗ потребляет 53,4% продукции «Пластика» напрямую, а с учетом предприятий, работающих на автозавод же – все 64,4% (данные на середину 2012 года). Вот только и ситуация на самом тольяттинском автогиганте нельзя сказать, чтобы нынче сильно блестящая, и (что самое главное) выживать он собирается не в кампании своих незадачливых партнеров. Создание совместного предприятия с концерном Renault Nissan постепенно приводит к двум печальным для многих поставщиков ВАЗа вообще, и для «Пластика» в частности, вещам. Во-первых, сокращается (а то и вовсе прекращается) производство «старых» моделей, для которых смежники поставляли комплектующие. А для «новых» моделей «французы» планируют либо создавать производство полного цикла на самом ВАЗе, либо «без затей и просто» подключить «китайских партнеров», конкурировать с которыми по ценам ни один «россиянин» всё равно не сможет.
Так что надежды на «совместное выживание», похоже, были напрасными, и в далеком уже 2009-м Максиму Симонову стоило таки прислушиваться к тем, кто предлагал диверсифицировать бизнес.
Лихие 2000-е
Не могу не вспомнить историю (не такую уж давнюю и не такую уж неизвестную – точнее ровно наоборот), которая имеет кое-какое отношение и к нынешнему состоянию «Пластика», да еще и характеризует «качество управления» его фактического владельца (через компанию «Криста», которой принадлежит 99% этого ОАО) Владимира Симонова.
В 2005 году, когда Симонов и представители другой, тоже весьма известной компании «СОК», еще не забыли победу над «сваленным» их «дружными совместными усилиями» Василием Яниным, произошел неприятный казус. «Сокеры», бывшие через несколько мелких фирм миноритарными акционерами «Пластика», совершили с помощью, мягко так скажем, «лояльных» членов правления и охраны классический «захват» – внеочередное собрание акционеров, на которое Симонов и прочие держатели контрольного пакета акций просто не были допущены. Собрание приняло решение о допэмиссии акций, и в итоге пакет Симонова и Ко сократился почти в десять раз, а контроль над «Пластиком» перешел к «Соку».
«Униженный и оскорбленный» Симонов вынужден был в итоге выкупать «допечатанные» акции, чтобы вернуть себе контрольный пакет. Но помимо этих денег (немалых – чтобы их собрать, Симонову пришлось продать несколько фирм), бывшие «партнеры» еще неплохо нажились за то время, когда управляли «Пластиком», проведя «оптимизацию» имущества предприятия.
Заграница им поможет?
Промахи руководства, глобальный кризис российского автопрома или же роковое стечение обстоятельств по имени «кысмет» – что-то из этого привело «Пластик» в его нынешнее весьма плачевное состояние. Помимо уже упоминавшегося перехода на четырехдневку (не ставшего сюрпризом – нечто подобное в недавней истории уже было), среди сотрудников циркулируют слухи об очередном сокращении аж 1000 человек (что оставит на заводе работающими всего чуть более полутора тысяч) и даже о продаже другому собственнику – из Москвы (вариант – из Нижнего Новгорода).
Сами же Симоновы тоже не сидят сложа руки, и потихоньку переводят в подконтрольную им же компанию «Криста» все производства, еще приносящие какой-то реальный доход – сидений, обивки, алюминиевых каркасов, покраски бамперов. Однако и у самой «Кристы» дела тоже идут неважно – за 2011 год она осталась в убытках примерно на 800 тыс. руб.
Последней попыткой стала встреча с представителями Renault Nissan (вынужден предупредить – это уже информация неофициальная и, что называется, «из источников, близких к осведомленным»), на которой хозяева «Пластика» попросили отсрочки планов концерна по отказу от услуг местных поставщиков комплектующих, мотивируя это «социальной ответственностью» и боязнью взрыва общественного недовольства в Сызрани при массовом увольнении рабочих. И каких-то поблажек Симонову удалось, кажется, добиться – есть сведения, что вместо запланированной 1000 сотрудников сократят «всего» 300.
Но в целом ситуация остается лишенной каких бы то ни было светлых перспектив, и сызранские журналисты даже предсказывали совсем недавно полную остановку «Пластика» весной 2015 года.
Если ли у его нынешних руководителей время спасти положение? Покажет… время.
Дмитрий Копалиани
P.S. И, как стало известно сразу после написания этого материала, - владельцы ОАО «Пластик» продали своё предприятие одной из нижегородских компаний.
Комментарии (0)
Оставить комментарий