Вечная российская проблема – как оценить труд чиновника? В часах (отчаянно вычитая время перекуров и походов в туалет и закусочную)? В количестве израсходованной бумаги (канцелярских скрепок, чернил и картриджей для принтеров)? В проведенных заседаниях (планерках, оперативках, летучках  и отчетно-выборных конференциях)? Многие годы бьются наши «алхимики власти» над поисками этого философского камня, но результатов пока добились не больше, чем на позолоченную ложку.

Ударить рублем

Очередная попытка овладеть «герметическим знанием» предпринята в нашей губернии. На самом исходе января в СМИ появилась информация о том, что «руководство муниципалитетов и министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области будет денежно, то есть исходя из собственной зарплаты, заинтересовано в том, чтобы работа в сфере АПК велась продуктивно».

Как специально отмечено СМИ, «приближенными к губернатору», специальная «система мотивационных выплат была разработана по поручению губернатора Николая Меркушкина». О чем, собственно, было известно еще полгода назад, когда появились первые, самые туманные сообщения о том, что областные министерства срочно приступили к выработке критериев эффективности своей работы. Не буду развивать тему того, как козлу не стоит поручать составление планов «реализации» капусты, а волку – регламентировать поедание ягнят. Достаточно пока того, что уже тогда, летом, многие эксперты скептически оценили затею – прежде всего, из-за отсутствия четких критериев оценки производимых чиновниками «работ».

Однако «испытательный полигон» был найден уже осенью – в октябре 2012 года замминистра сельского хозяйства губернии Наталья Кизилова заявила, что «на уровень муниципальных образований будут доведены определенные обезличенные субсидии, которые они будут вправе сами распределять, решая, кого поддержать: фермера, производителя молока или дополнительно поддержать того, кто занимается строительством». А еще «для глав районов будут установлены четкие показатели: сколько нужно произвести молока, мяса, сколько нужно собрать зерна».

Опять же не буду останавливаться на том, что «четкие показатели» подозрительно напоминают «старый-недобрый» советский «план по валу». Отметим лишь, что именно от выполнения этих планов вкупе с «освоением обезличенных субсидий» теперь, если верить уже самому главе Минсельхоза Виктору Альтерготу, высказавшемуся 31 января нынешнего года, будет зависеть зарплата функционеров областного АПК: «Выполнил план на 110% – получил соответствующую премию. Если план исполнен на 15%, то и зарплата будет в размере 15% от того, что мог заработать. А если план не выполнил вообще, то получишь только сумму, прописанную в трудовом договоре. Не будет стимулирующих выплат. Нужно, чтобы субсидии стимулировали муниципалитеты и аграриев к росту, а не проедались».

Которая из премий?

Однако все процитированные выше высказывания довольно туманны  и не разъясняют главного – из какой именно части заработной платы чиновников будут производиться «изъятия по плану» (ибо во взрывной рост губернского АПК из-за «нового способа стимуляции» мы же не верим, правда?)? Потому что зарплата эта как портмоне – состоит из многих «секций и отделений».

Согласно областному закону «О государственной и гражданской службе», функционер получает:

  1. Должностной оклад;
  2. Надбавку за выслугу лет (ежемесячно): 1-5 лет - 10%, 5-10 лет - 15%, 10-15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%;
  3. Надбавку «за особые условия гражданской службы» (ежемесячно) - до 200% от оклада.
  4. Надбавку «за работу со сведениями, составляющими гостайну» (ежемесячно) – «в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ»;
  5. Премию «за выполнение особо важных и сложных заданий» – максимальный размер не ограничен.

Ну и «всякая ерунда», вроде двух окладов к отпуску – раз в год, и прочих поощрений. Количество начисленных надбавок и премий вполне может достигать 10 окладов.

Ко всему этому и «плюсуется» премия за выполнение плана, размер которой теперь для областных «аграриев» хотят из «приблизительного» перевести в «точный», увязав с конкретными цифрами. Согласитесь – каков бы ни был ее размер, существенно ударить по карману нерадивого чиновника уменьшение ВСЕГО ОДНОЙ надбавки вряд ли сможет.

Неточные цифры

Впрочем, чего это я не делаю самого главного? Читатели не простят, если не заглянуть в карман и не посчитать «наличные деньги». Если, к примеру, рядовой кадровик управления делами губернатора («все совпадения считать случайными» ©) имеет штатный оклад 15 тыс. руб., то в итоге может получать на руки «чистыми» около 50 тыс. руб. Правда, «анонимные источники», вздыхая, подчеркивают самое важное: «Но это если человек «в фаворе». Если нет – получает свой «скромный» 30-ник, а первые месяцы службы – вообще 20 тысяч».

Еще один способ дает грамотное использование статистики. Согласно исследованию Росстата, данные которого были опубликованы прошлым летом, в Самарской области самые высокие в ПФО средние зарплаты чиновников органов исполнительной власти губернии— 43 275 руб., а также у служащих органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями — 27 182 рубля. Но Росстат то ли плохо посчитал, то ли вся губерния по сравнению с ее столицей – место «нежирное». Потому что, согласно опубликованным буквально на днях данным, в 2012 году численность муниципальных служащих, финансируемых из городского бюджета Самары, составила 1985 человек, а размер фактических затрат на денежное содержание служащих органов МСУ того же бюджета составил 778 млн 348 тыс. руб. Нехитрое деление сумм на число людей (а потом на 12 месяцев) выдает цифру 32 676 руб.

Хотя сотрудникам самарской мэрии никакие сокращения зарплат точно не грозят – города-миллионники, что бы ни выращивали их жители на балконах, в подвалах, на чердаках и в огородах, в систему АПК пока не входят.

Дмитрий Копалиани