В Самаре вошла в моду борьба с незаконно установленными киосками. Делается это громко, помпезно, с театрально фальшивым энтузиазмом, привлечением СМИ и якобы невероятно благодарных граждан. Администрация города во главе с Дмитрием Азаровым заявляя, что действия по ликвидации ларьков направлены против алкоголизации населения, постепенно «зачищает» Самару и от ставших привычными и удобными для многих горожан ларьков с овощами, фруктами, хлебом и прочими продуктами, необходимыми самарцам в момент, когда закрываются супермаркеты.

Коррупционноёмкие конкуренты

Согласно цифрам, озвученным самарской администрацией, за 2011 год в Самаре было снесено 2 тысячи киосков, с аренды которых, по подсчётам экспертов, бюджет мог бы получить примерно 10 млн руб. С начала 2012 года власти анонсировали снос еще 700 торговых павильонов. Удивительно, что на месте ряда снесённых киосков через какое-то время вновь появляются «точки». Вполне резонно возникает вопрос – а зачем сносили?..

«Я думаю, что снос киосков сейчас – не благое дело, – делится своими мыслями президент самарского областного инновационно-образовательного общественного фонда «Знание» Сергей Сидоров. – Идёт передел рынка. Депутаты, представители органов власти занимаются бизнесом и тщательно это скрывают, переписывая его на родственников. А на рабочем месте они борются с этим бизнесом. На самом деле, просто выходит недобросовестная конкуренция – с рынка выдавливают чужих, а на месте старых киосков появляются новые, но с другим хозяином». По мнению г-на Сидорова, такая ситуация не улучшает положение малого бизнеса в городе, а лишь делает его более зыбким и «коррупционноёмким». Помимо прочего, это «плодит» в городе как раз пивные киоски. «Пиво приносит гораздо большую прибыль, чем молоко, поэтому владелец пивного киоска готов охотнее и щедрее платить тем структурам, которые выдают разрешения на установку», – говорит Сидоров. Он не верит в будущее малого бизнеса в Самаре и называет его «призрачным». По мнению г-на Сидорова, чтобы бизнес развивался, государству стоит перестать лезть в него с поддержкой. «Просто дайте людям работать», – резюмирует он. 

Каждый киоск – это минимум три рабочих места. Если опираться на число снесённых в городе ларьков, то выходит, что за 2011 год работы лишились шесть тысяч граждан, а с начала 2012 года – еще свыше двух тысяч человек.

Дайте Азарову землю!

Точку зрения Сергея Сидорова разделяют не все. Например, председатель совета директоров «Завода приборных подшипников» Александр Хенкин, полагает, что городская администрация поступает логично, демонтируя киоски и ларьки. На его взгляд, в городе необходимо открывать больше мини-рынков, где места будут сдаваться в аренду мелким торговцам. Г-н Хенкин уверен, что в Самаре может развиваться мелкий бизнес, но для этого право распоряжения землёй необходимо вернуть муниципалитету. «Если бы Дмитрию Азарову отдать землю, то многие проблемы, в том числе и по строительству, были бы решены», – утверждает авторитетный бизнесмен. По его мнению, сносом киосков город не мог заниматься ранее по той же самой причине. «Решение о сносе надо было согласовывать с областным министерством имущества», – говорит Александр Хенкин.

Отчасти согласен с Хенкиным и исполнительный директор «Самарской гильдии финансистов» Дмитрий Яковенко. «Отношение к сносу киосков, действительно, может быть не такое однозначное, особенно к тому, как это делается, но процесс этот объективный», – считает г-н Яковенко. По его мнению, наличие подобных торговых точек в городе-миллионнике неоправданно, так как есть много других магазинов. Киоски, считает Дмитрий Яковенко, порождают коррупциогенный фактор. «Все знают, каким образом раздавались разрешения на подобный бизнес на набережной при предыдущих администрациях», – приводит пример г-н Яковенко. На его взгляд, большинство торговых точек стоят в местах, необорудованных счётчиками на оплату коммунальных услуг и электричества, что причиняет ущерб городскому бюджету, к тому же ларьки сложно контролировать с точки зрения налогов и санитарных норм.

Ларьки попали в сети

А политолог Владимир Нехорошев полагает, что в ситуации, «когда у сильного всегда бессильный виноват», маленькие киоски обречены. Их уход с рынка неизбежен, так как в Самару «вступили торговые сети». «Сетевые магазины выдавливают мелкие ларьки», – говорит г-н Нехорошев. Политолог не исключает, что в сносе киосков есть отрицательный фактор, о котором упоминал Сергей Сидоров – снос одних киосков и возникновение на их месте других, следствие того, что чиновники «выдавливают» чужой бизнес с целью «протолкнуть» свой.

«Сейчас вроде бы очистили набережную, снесли все забегаловки, – рассуждает Владимир Нехорошев. – Однако я думаю, что потихоньку это всё вернётся, но уже под другими брендами. Уж больно дно золотое. Эта коррупционная составляющая есть, ибо власть у нас не сменяемая, а родственно-клановая».

Атмосфера закрытости

Уже несколько лет на федеральном уровне звучат слова, в том числе из уст президента Владимира Путина, о том, что в России необходимо поддерживать малый бизнес. «Нужно, наконец, кардинально менять отношение к людям, которые берут на себя ответственность за повышение своего благосостояния, за создание новых рабочих мест, формировать в обществе уважение к их труду, создавать в регионах атмосферу открытости и честной конкуренции», – заявлял президент после своей третьей инаугурации на заседании Госсовета.

Однако в Самаре пока «атмосферы открытости» не получается. Киоски скопом демонтируют, несмотря на очевидную выгоду их легализации для города и бизнеса. При этом всем понятно, что киоски не могли возникнуть самопроизвольно. Их владельцы были вынуждены за соответствующую мзду неофициально «договариваться» с районными чиновниками и представителями различных ведомств. То есть ответственная власть должна была бы начинать не со стрелочников, а с выявления коррупционеров. Однако популизм – штука заразительная, удобная и внешне очень простая…

Наталья Головина