В Самаре продолжают открываться выставки современного искусства. Галерея «Виктория» в первую неделю последнего месяца зимы представила посетителям сразу две выставки: «Близко. Далеко. Ближе» под кураторством Сергея Браткова и «Долгая счастливая жизнь» от группы «Лаборатория».

Обе выставки, если верить кураторским текстам, затрагивают тему пандемии. Пандемия – это пока еще главное событие современности. Оно влияет на все области человеческой деятельности, но за два года к нему уже привыкли, поэтому сознательная тематизация пандемии выглядит как дань моде, а не как обостряющий выставку элемент.

На выставке «Близко. Далеко. Ближе» тема пандемии связывается с феноменом линии. Линия разделяет, линия соединяет, линия создает образы, строит границы и т. д. Это типичная выставка современного искусства, где есть куратор, концепция, работы художников разных стран (Россия, Украина, Голландия) и разных медиумов (видео, живопись, фотография, инсталляция). Эта выставка не ломает привычное представление о современном искусстве и вряд ли может быть примером экспериментальных подходов к выставочной деятельности.

В этом смысле она противоположна тому, что может увидеть зритель в нижнем зале «Виктории» на выставке «Долгая счастливая жизнь». Проект представляет собой выставку-загадку или даже выставку-ловушку, которая без рефлексивной настройки вызывает у зрителя чувство недоумения.

«И это всё?» – такой вопрос можно было услышать на открытии от постоянного посетителя «Виктории». В тексте к выставке, подписанном группой «Лаборатория», сообщается о «мемах», «орнаменте массы», пандемии. На стенах – девять «реалистических» анонимных картин с изображением людей, бытовых предметов, городских и природных пейзажей.

Самую большую картину с толпой людей в метро обрамляют красные занавески. За ними – стена. Дополнительное ощущение тревоги создает звуковое сопровождение выставки: электронные эмбиентовые звуки и электрическая гитара.

Само открытие «Долгой счастливой жизни» проходило без обращений кураторов к публике. Образный ряд не совпадает с концепцией (в тексте написано про мемы, а собственно мемов на выставке нет). Название (которое без смыслового ущерба для выставки могло быть любым другим) заимствовано из песни группы «Гражданская оборона». Имена художников и кураторов отсутствуют. Картины написаны художниками из загадочного «Союза невозможных», а куратором выступает группа «Лаборатория», в которую входило несколько самарских художников и критиков; она ставила своей задачей исследование возможностей арт-системы и экспериментирование с формами представления художественной идеи.

В 2010 году группа «Лаборатория» провела перформанс «Сообщение», где танцовщица, раздеваясь, рассказывала об истории международного художественного движения «Флюксус». Спустя 10 лет за этот перформанс галерея «Виктория» наградила «Лабораторию» премией в виде возможности проведения выставки. Этой выставкой и стал проект «Долгая счастливая жизнь».

Выставка с условным названием, с условной концепцией, с условными художниками, но с безусловным эффектом воздействия. Ради воздействия группа «Лаборатория» выбрала «старый добрый» живописный медиум, как когда-то выбирала стриптизершу. Эта живопись представляет фрагменты узнаваемой нами реальности, реальности страха толп, отчуждения, спасительной природы и провалов в странное и невербализуемое.

Рефлексивное искусство «Лаборатории» пытается преодолеть привычные формы представления искусства публике, но приходит к развеске реалистических картин, которые при помощи смысловых манипуляций сопоставляются с мемами. Появление мема трудно предсказать.

Станут ли картины «Союза невозможных» мемом? Изменила ли выставка «Долгая счастливая жизнь» представление об искусстве? Ответы на эти вопросы еще не пришли. С уверенностью можно сказать лишь о том, что за все время функционирования системы современного искусства в Самаре автор этих строк никогда не испытывал подобный эмоциональный эффект в стенах галереи. 

Илья Саморуков
Куратор, арт-критик, кандидат филологических наук
Свежая газета. Культура №4 (225)